Работа с данными спутников сегодня — удовольствие, доступное немногим. При традиционном ценообразовании стоимость одной сцены съемок со спутника может доходить до нескольких тысяч долларов. Средним и малым разработчикам полезных приложений такие данные были просто недоступны — до недавнего времени. За изменение ситуации взялся стартап Astro Digital, серебряный призер Slush-2015

Екатерина Котенко-Ленгольд на объявлении победителей Slush. Фото: Sk.ru

Стартап Astor Digital был представлен фондом «Сколково» на международной конференции Slush в Хельсинки и взял «серебро» — фактически, команда стала победителем, но первый приз, чек на 650 тысяч евро ушел к соперникам из Австралии, команде CareMonkey. Astro Digital же вышла на этап, когда для развития требуются другие суммы — стартап надеется поднять раунд финансирования в 25 млн долларов. Деньги требуются не только на доработку программной платформы для обработки спутниковых данных, но и на запуск собственных спутников. К 2018-му компания планирует развернуть группировку, состоящую из 30 спутников, а первые три аппарата намеривается запустить первые три спутника.

Sk.ru пообщался на Slush с сооснователем и вице-президентом по развитию бизнеса Astro Digital, выпускницей Сколковского института науки и технологий, а также Открытого университета Сколково Екатериной Котенко-Ленгольд. Девушке всего 24 года, и недавно она закончила Сколтех. «Именно Сколтех дал толчок моему желанию заниматься чем-то своим, чем-то, что по-настоящему имеет смысл. Ведь можно, к примеру, устроиться в консалтинговую компанию и зарабатывать неплохие деньги и чувствовать, что жизнь удалась. Но для меня это было бы немного скучно, — рассказала сооснователь Astro Digital. — Сколтех стал катализатором для этого осознания. Ну а Сколково — это, прежде всего сообщество, а в бизнесе, при построении стартапа нет ничего более ценного, чем иметь возможность связаться с нужным человеком и получить совет, консультацию. С каждой встречей, с каждым новым контактом появляются новые возможности. Их полно, просто нужно уметь их искать».

В период обучения в MIT по программе Сколтеха, Екатерина Котенко-Ленгольд совместно с партнерами основала проект ImageAiry, который впоследствии объединился с Astro Digital. «Проектом я занимаюсь около трех лет, прошлым летом мы поднимали инвестиции seed-раунда, еще до слияния компаний. В ImageAiry я занимала должность CEO и отвечала практически за все, начиная от координации разработки и привлечения инвесторов, и заканчивая закупкой стаканчиков для кофе. В общем, я довольно неплохо представляю, что такое жизнь стартапа. Хотя, наверное, все достаточно индивидуально, каждый проходит свой путь и видит свою сторону айсберга», — рассказала Екатерина Котенко-Ленгольд. 

Сцена Slush

Собственные результаты на Slush представитель Astro Digital называет неожиданными и приятными: «Наша команда прилетела в Хельсинки по приглашению «Сколково», в основном, для встреч с партнерами и потенциальными инвесторами. Заодно, как мы подумали — выступим в питчах Slush-100. Но я понимала, что вероятность пройти даже в полуфинал, а тем более в финал — очень небольшая. 1700 компаний подавали заявки на это соревнование, из них всего сто были отобраны для выступлений. Затем из этой сотни выбрали всего 20 компаний, а из них четыре прошли в финал. Я слушала выступления других ребят. Проекты очень сильные, проработанные, питчи — очень качественные. Многие проекты в моей секции — довольно поздней стадии, с отличными технологиями, с хорошими пользовательскими показателями. Это отличает Slush от прочих соревнований — я не раз приходила на конкурс и видела, что проекты слабоваты, и их легко можно обойти, но на Slush все было не так. Поэтому особенно приятно вырваться в финал». 

Встречи на стенде Сколково на Slush проходили одна за другой. Фото: Sk.ru

Второе место на Slush — неплохой результат для стартапа космической тематики, заявил в интервью Sk.ru. вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный директор кластера космических технологий Алексей Беляков: «Все таки космос – это в понимании большинства инвесторов (а именно из них состояло жюри) — экзотическая и нишевая тема, поэтому они были склонны отдать первый приз компании из более «мейнстримовой» области мобильных приложений. Тем не менее, поговорив с некоторыми членами жюри после голосования, я понял, что проект из Сколково по своей энергетике и проработанности был сильнее. Сыграл фактор «инвестирую в то что понимаю».

Тем не менее, известность, которую принесло стартапу шоу Slush — это уже немало, говорит Екатерины Котенко-Ленгольд: «Для нас это важно, поскольку мы много времени проводим в США, и встреча с европейскими партнерами — это всегда очень полезно. Мы проделали большую подготовительную работу, но было также множество спонтанных встреч, в особенности после выступления на сцене — нас заметили. К нам стали подходить, захотели пообщаться. Это здорово, потому что мы нашли потенциальных партнеров и варианты взаимодействия, о которых даже не думали. Пересечения могут быть самые разные, и новые идеи — всегда здорово». 

Результаты от многочисленных встреч на Slush обязательно будут, уверена участница: «За время, пока я работаю в стартапе, я поняла, что никакие партнерства или инвестиционные сделки не происходят на месте. Конечно, картина «ты пришел, рассказал, все ахнули и выписали чек» — заманчива, но такого не бывает. Бизнес и инвестиции — это вопрос личных взаимоотношений, доверия, общего видения. Это все невозможно построить моментально. Конечно, я надеюсь, что мы посеяли семена будущих успехов, но каким будет урожай мы узнаем не сразу. Хотя, надеюсь, довольно скоро». 

Космический бизнес

При словах «спутниковая съемка» обыватель представляет себе карты Google, и этим все ограничивается. На самом деле прямо сейчас над Землей летает множество спутников, которые собирают данные, фотографируют каждый день, в регулярном режиме. Эти данные можно использовать для самых разных задач: мониторить сельскохозяйственные угодья — производить оценку уровня урожайности и более эффективно использовать удобрения; мониторить рост городов, строительные процессы; заниматься вопросами, связанными с экологией. У этих данных миллионы различных применений, но все они возможны только если данные доступны достаточно легко. 

Снимок экрана сайта astrodigital.com.

«Сейчас есть достаточно много разработчиков, способных строить отличные приложения и сервисы для конечных пользователей на основе спутниковых данных. Но если у них нет простого и не слишком дорогого доступа к данным из различных источников, то у них ничего не получится. Разработчики не являются экспертами по геоинформационным технологиям, дистанционному зондированию Земли. Поэтому наша задача — сделать данные удобными для использования и предложить инструменты обработки этих данных. На этом основывается идея Astro Digital — мы берем данные из различных источников, с разных спутников, обрабатываем эти данные в облаке — проводим базовую обработку, о которой теперь не надо думать разработчикам, а также предоставляем API, с помощью которого можно сделать любое приложение», — рассказала Екатерина Котенко-Ленгольд. 

К примеру, вы захотели сделать приложение для высокоточного земледелия. Вам нужно несколько строчек кода, и спутниковые данные легко интегрируются в вашу систему. Причем, не просто интегрируются, но и автоматически обновляются. Вы можете делать любой анализ этих данных — все, на что хватит фантазии можно будет реализовать. «Наш API, как нам кажется, — это основа популяризации спутниковых данных и большой шаг вперед. Можно запускать множество спутников, но если результаты их работы — фото-съемка — недоступны, то какой в этом толк?», — рассуждает представитель Astro Digital 

В апреле команда запустила первую версию сервиса, и за 24 часа получила тысячу запросов данных из 91 страны мира: от Северной Америки до Бразилии, Шанхая и Сибири. Отклик пользователей в первые 24 часа работы сервиса произошел без какой-либо маркетинговой раскрутки, рассказала Екатерина Котенко-Ленгольд: «Мне кажется, мы занимаемся очень важной темой, поэтому, конечно, я хочу, чтобы о нашей работе знали. Но наша команда не готова платить за это большие деньги. Поэтому на данном этапе мы просто активно общаемся с прессой, рассказываем о себе на  всевозможных мероприятиях — Slush тому хороший пример. Мы уверены, что делаем хороший продукт, а значит рано или поздно — сейчас я уже думаю, что скорее рано — он привлечет к себе внимание. И органический рост — наиболее правильный путь для нас».

Astro Digital — победитель конкурса проектов в области навигации и дистанционного зондирования Земли Naviterra-2015. На фото: Екатерина Котенко-Ленгольд и Алексей Беляков. Фото: Sk.ru. 

В традиционной модели спутниковые данные стоят недешево — люди платят за пиксели. Но в Astro Digital считают, что такая модель обречена на вымирание в самое ближайшее время: «Наше видение — доступ к данным посредством API и плата только за подписку на доступ к этому API, пропорциональная объему данных, который потребляет клиент. Это дает существенно большую гибкость для целого ряда индустрий. Мы верим, что спутниковые данные должны быть доступны для любых разработчиков. Поэтому цены у нас начинаются от 99 долларов за подписку в год. Для сравнения — одна сцена спутниковых данных из, вероятно, нескольких, нужных разработчику — в традиционных каналах продаж может стоить несколько тысяч долларов. Как видите, есть огромный разрыв между тем, что мы предлагаем и тем, что есть сейчас». 

У Astro Digital уже есть коммерческие контракты с компаниями, работающими в области высокоточного земледелия. Также команда активно занимается развитием направления городского планирования. «К примеру, мы делали проект с ООН по мониторингу строительных процессов и сообществ в удаленных регионах Африки, в Азии проводили проект для гуманитарных целей. То есть, мы абсолютно четко знаем, что работа с данными со спутников — это то, что нужно людям», — заявила Екатерина Котенко-Ленгольд. 

Алексей Беляков подчеркивает, что стартап уже можно называть международным. «Несмотря на то, что корни проекта растут из Сколково, и основные разработчики находятся здесь, в России, клиентами компании являются преимущественно зарубежные компании, к примеру, из области сельского хозяйства. Это неудивительно, поскольку именно на Западе применяются наиболее передовые методы ведения сельского хозяйства. Поэтому я бы сказал, что основные перспективы проекта связаны именно с международным рынком. И это оправданно с чисто инвестиционной точки зрения – проект, подтвердивший свою конкурентноспособность на международном рынке, стоит гораздо дороже чем локализованный».

Основной риск проекта — насыщенная конкурентная среда. «Astro Digital находится посередине цепочки добавленной стоимости между спутниковыми операторами и конечными потребителями снимков, — рассуждает Алексей Беляков. — Если спутниковые операторы, которые и являются владельцами снимков, увидят в Astro Digital серьезного конкурента, они могут перекрыть доступ к свои данным и начать активно распространять их самостоятельно. Чтобы преодолеть это, стартапу необходимо предложить ряд сервисов с высокой добавленной стоимостью, и, таким образом, с одной стороны — расширить сбыт для спутниковых операторов, которые в этом очень нуждаются, поскольку продажи данных стагнируют, а с другой — предложить клиентам не «сырые» данные, а услугу которая действительно востребована».