Частные компании в России допустят до космических услуг. С таким заявлением выступил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его словам, первые коммерческие игроки должны появиться в отрасли к 2020 году. Частники, в том числе российские компании и сколковские резиденты, есть на космическом рынке уже сейчас, обращает внимание вице-президент Фонда «Сколково», руководитель космического кластера Алексей Беляков. В колонке, написанной для Sk.ru, он поделился своим видением того, какие ниши могут стать самыми перспективными для частного бизнеса, собравшегося в космос 

Я считаю, что частный бизнес может быть наиболее эффективен в том, что касается взаимодействия с конечным заказчиком, то есть в сегменте downstream. Если мы разделим всю производственную цепочку, связанную с космической деятельностью, на этапы, то вверху окажутся производители спутников, ракет, средств доставки (upstream), а внизу расположатся компании, оказывающие разнообразные сервисы и работающие с конечными потребителями поступающей со спутников информации.

Причин, по которым я вижу место частных компаний в основном в сегменте downstream, по меньшей мере две. Во-первых, подобная деятельность не требует больших капиталовложений, ведь по сути речь идет об обработке данных и построении сервисов на основе этих данных. Во-вторых, частные компании наиболее мобильны и эффективны в проникновении на рынок, поскольку в силу размера и мотивации более чутко следуют за потребностями клиентов.

Если мы посмотрим на котировки космических компаний, то обнаружим, что стоимость тех из них, которые занимаются инфраструктурой («железом»), заметно ниже стоимости компаний, разрабатывающих сервисы для конечных пользователей (в пересчете на единицу выручки). Таким образом, эти компании, помимо всего прочего, более привлекательны с инвестиционной точки зрения.

Екатерина Котенко-Ленгольд, победительница конкурса Naviterra-2015, и Алексей Беляков. Фото: Sk.ru

Поэтому мне представляется, что когда вице-премьер Дмитрий Рогозин говорит о частных компаниях, он подразумевает, прежде всего, сегмент downstream? Какие же продукты и сервисы могут предложить клиентам компании, занявшие эту нишу?

Для ответа на этот вопрос давайте посмотрим на финал масштабного конкурса проектов в области навигации и дистанционного зондирования Земли, Naviterra-2015. Конкурс проводился кластером космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» совместно с компаниями-лидерами отрасли и ведущими российскими инвестиционными фондами. Результаты отбора нас приятно удивили: было подано более полусотни качественных заявок, из которых 10 оказались в финале. Команды, которые решили участвовать в конкурсе, на мой взгляд, - яркий пример успешного частного бизнеса в космической отрасли. Это компании, разрабатывающие продукты с использованием данных съемки Земли и навигации для широкого спектра рынков: сельское хозяйство, мониторинг инфраструктурных объектов, страховщики, автотранспорт.

Победителей объявили на форуме «Открытые инновации». Первое место жюри присудило организованному выходцами из Сколтеха во главе с Екатериной Котенко-Ленгольд проекту AstroDigital - платформе для доступа к спутниковым данным, которая делает поиск, обработку и интеграцию спутниковых снимков в web и мобильные приложения простой, быстрой и удобной. С помощью этой онлайн-платформы заказчик может выбрать снимок интересующей его территории в конкретный временной промежуток. Очевидно, что технология будет востребована не только профессиональными участниками рынка, но и обычными потребителями (фермерами, владельцами лесных участков, разнообразных объектов инфраструктуры и т.д.)

Интересно, что в рамках конкурса Naviterra-2015 встретились продукты, дополняющие друг друга, например, онлайн-платформа для получения и обработки спутниковых снимков и сервисы, разработанные на их основе. Это значит, что помимо призов финалисты также получили возможность для расширения партнерских отношений. Второе место в конкурсе занял проект «Модульная информационно-аналитическая система ведения сельского хозяйства, интегрированная с аппаратно-программным комплексом для химического анализа растений и почвы» компании М24. Система предназначена для информационно-аналитического и оперативного обеспечения деятельности сельскохозяйственных предприятий. Компания М24 находится в цепочке добавленной стоимости еще ниже, чем проект «Astro Digital» - она берет сторонние спутниковые снимки, особым образом их обрабатывает и по результатам этой обработки выдает прогноз урожайности, увлажненности и других параметров почвы. У этой компании уже несколько десятков клиентов только в России, и мы надеется, что призовые деньги помогут ей в разработке новых сервисов и услуг.

В России в сегменте downstream частные компании уже продемонстрировали свою эффективность. Так, партнеры Фонда «Сколково», «Совзонд» и «Сканэкс», развивают бизнес в области обработки спутниковых снимков; компания «Газпром Космические Системы» (которая, хоть и является дочкой государственного «Газпрома», по идеологии намного ближе к частникам) предоставляет услуги связи крупным корпорациям.

Если говорить о сегменте upstream, то определенные перспективы для частного бизнеса возникают, например, при интеграции компаний малого и среднего бизнеса в производственные цепочки крупных корпораций. Дело в том, что корпорациям выгодно отдавать на аутсорсинг часть заказов с тем, чтобы не держать у себя в штате большое количество персонала. Это дает возможность, во-первых, гибко подходить к закупке/разработке технологичной продукции (такая возможность очевидно отсутствует, если в составе корпорации работает и несет затраты свой собственный исследовательский отдел), а, во-вторых, фокусироваться и развивать те компетенции, которые исторически и органически присущи данной корпорации.

Такая модель принята во всем мире, в частности Boeing представляет собой большое КБ, у которого на субподряде - свыше сотни компаний помельче. К этой модели постепенно идут и российские авиапроизводители. Так, «Объединенная авиастроительная компания» по сути аккумулирует и развивает внутри себя инженерные, конструкторские компетенции, а также мощности по финальной сборке, в то время как производство отдельных узлов и компонент отдает вовне. Отечественной космической индустрии только предстоит прийти к такой модели, тем не менее, именно в ней кроется существенный потенциал для частников.

Скорее всего, частники в ближайшее время получат более широкий доступ к нишевым проектам, например, работе с малыми спутниками. «Даурия» (партнер Фонда, ее дочерняя компания является резидентом космического кластера) занимается малыми спутниками по заказу Роскосмоса и по этой тематике участвует в Федеральной космической программе [«Даурия Аэроспейс» заканчивает сборку двух сверхмалых космических аппаратов МКА-Н, которые создаются по государственному контракту на 310 млн рублей – прим. Sk.ru].

Другой пример - резидент Фонда «Спектралазер», разрабатывающий лазерные модули для систем зажигания ракетных двигателей. Компания также участвует в работах по Федеральной космической программе. Совсем недавно разработанные компанией лазерные модули использовались  на серийном стенде ОП «Винтай» ОАО «КУЗНЕЦОВ при испытаниях  двигателя 14Д22 РН «Союз». Это позволяет разработчикам лазерной системы зажигания (НПО "Энергомаш", ГНЦ ФГУП "Центр Келдыша") перейти к этапу проектирования штатного варианта системы для РН «Союз», в ходе которого будет использоваться полученный задел в разработке лазерных модулей "Спектралазера".

Еще один резидент кластера - компания «Цифровые решения» - является одним из ведущих в России дизайн-центров по микроэлектронике. Клиенты компании - это почти все российские предприятия в области космического приборостроения и спутникостроения. Известно, что наиболее остро проблема импортозамещения стоит именно в области электроники, и это касается прежде всего электроники класса space, то есть устойчивой к космическому излучению. «Цифровые решения» разрабатывают электронику именно этого класса, наряду с некоторыми другими резидентами, такими, как компании ОКБ «Пятое поколение» и «Мультиклет».

У нас есть также резиденты, занимающиеся композитными материалами для спутников и ракет-носителей. Совсем недавно к нам пришла компания «Синтез-проект», являющаяся spin-off, возможно, самого старого частного предприятия космической индустрии в РФ – «Научно-исследовательского института космических и авиационных материалов». Заказчики компании - предприятия России, Украины, Белоруссии, США, Франции, Индии и т.д. Компания сама разрабатывает и выпускает теплоизоляцию для спутников и оборудования Международной космической станции. К настоящему времени уже разработано и внедрено более 70-ти различных материалов для автоматических космических аппаратов, пилотируемых космических кораблей, скафандров космонавтов, в том числе материалы для теплоизоляции и терморегулирования, клеевые и шумоизоляционные материалы.