Рынок облачных услуг в России продолжает расти, при этом существенную долю потребителей «облаков» составляют компании быстрорастущего бизнеса, заключили аналитики рынка на встрече, организованной SAP СНГ (партнер Кластера информационных технологий Фонда «Сколково»).

В обсуждении основных трендов «облачного»  рынка приняли участие  представители Gartner, Forrester Research, IDC, Accenture, PriceWaterHouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young,  а также Фонда «Сколково», говорится в сообщении SAP.

По мнению большинства аналитиков, в качестве одной из главных особенностей потребления «облака» в России является точечность.  Если в западных странах заказчики предпочитают покупать облачные сервисы «пакетами», которые можно оплачивать единым счетом — например, CRM, HR и телекоммуникационные услуги, — то в России услуги покупают избирательно. 

По мнению руководителя направления «Облачных и повсеместных вычислений», старшего проектного менеджера Кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Ивана Киреева,  развитие рынка облачных услуг напрямую зависит от разработки инновационных технологических решений. « Ожидаем существенный всплеск в данном сегменте в связи с развитием  таких сервисов как SenaaS и DaaS (Sensor as a Service, Data as a Service). Более того, наблюдается существенный рост неструктурированной информации, который трансформируется в создание новых технологий — например,  Media Clouds», — рассказал Иван Киреев.

Основными ограничителями роста российского рынка облачных технологий эксперты назвали такие параметры, как монополизация отдельных индустрий и низкий уровень рыночной конкуренции по сравнению с западными странами. При этом аналитики сошлись во мнении, что данный рынок продолжает расти примерно на 30-40%, при этом существенную долю потребителей облачных услуг занимают компании быстрорастущего бизнеса.

Региональный директор Forrester Research, президент Ассоциации стратегического аутсорсинга (АСТРА) Сергей Македонский выделил несколько направлений развития «облаков» в России:  «В области B2C количество индивидуальных пользователей облачных услуг в России уже измеряется миллионами, а на рынке B2B еще требуются значительные согласованные усилия многих компаний, предоставляющих инфраструктуру, сети высокоскоростного доступа в Интернет, различные виды оборудования и ПО, проектные решения и экономические модели, чтобы сделать услуги Cloud Computing действительно привлекательными для предприятий. Важным фактором, способствующим развитию корпоративного рынка Cloud Computing, будет работа отраслевых ассоциаций и комитетов по стандартам, взаимодействующих на постоянной основе с регулирующими государственными органами».

По данным исследования SAP, которое было опубликовано в сентябре текущего года, около половины (44%) компаний, принявших участие в опросе, признались, что не получали предложений по развертыванию тех или иных решений в «облаках».  «При этом на российском рынке прослеживается тенденция увеличения количества потенциальных клиентов, глубоко интересующихся облачной темой. Именно поэтому мы стараемся активно информировать о нашей Cloud-экспертизе аналитиков и других членов ИТ-сообщества. В настоящий момент в России у нас около 150 облачных заказчиков, поэтому есть чем поделиться», — заявил директор по продажам бизнес-приложений SAP СНГ Павел Растопшин.