В конце лета Фонд «Сколково» запустил программу менторских сессий в новом, групповом формате. Первыми «испытателями» программы стали три стартапа из IT-кластера, работающие в сфере «облачных» сервисов: «ASD Technologies» (разработчик платформы Cloudike), Sotal Cloud (разработчик решения для монетизации видеоконтента) и Q’ligent (разработчик решений для контроля качества медиа-сервисов и доставки контента).

Встречи стартапов с менторами проходят в Технопарке "Сколково". Фото: Sk.ru

Sk.ru пообщался с участниками сессии, чтобы выяснить, с какими целями компании пришли к менторам и довольны ли результатами.

Гендиректор Sotal Cloud Александр Питербарг:

«Мы приняли участие в менторской сессии, потому что считаем, что это отличная идея — свести создателей молодых бизнесов и опытных людей из IT-индустрии, инвестсообщества и госструктур, курирующих отрасль информационных технологий. Польза от того, что на твой проект смотрят под новым углом, очевидна.

Как я сказал, менторы, участвовавшие в сессии, представляют совершенно разные области. Соответственно, они могут поделиться своим видением, исходя из своего опыта. Получить эти мнения с разных сторон очень важно. Нам, например, были высказаны интересные замечания, которые в дальнейшем хотелось бы обсудить подробнее.

Исходя из нашего опыта, я бы порекомендовал другим проектам  воспользоваться этой возможностью — общение с менторами дает новый толчок к развитию. И подготовиться к сессии лучше серьезно — заранее продумать вопросы к менторам, подготовить ответы для них. Можно захватить с собой коллегу, чтобы была возможность на месте разобраться с максимальным числом вопросов. Впрочем, оставшиеся темы — повод к продолжению общения.

Специфика начинающих компаний в том, что огромное количество усилий тратится на решение сиюминутных задач. Вам всегда не хватает ресурсов, рук, времени. Вопросов очень много, ежедневной работы тоже. Остановиться, и посмотреть на свой проект со стороны просто не хватает времени. Участие в менторской программе позволяет посмотреть на свои действия со стороны, немного отрешившись от ежедневной рутины. Это помогает принять стратегические решения, взглянуть на новые ниши, в которых можно начать работать».

Директор ASD Technologies Дмитрий Малин:

«Мы более года занимаемся своим проектом, и понимаем, что взгляд со временем «замыливается». В целом, нам были интересны советы, которые могли дать менторы. В итоге прозвучало несколько вопросов, которые позволили взглянуть нам самим на проект под несколько другим углом. Были сразу указаны проблемные места в бизнес-модели, которые стоило проработать. Один из менторов посоветовал нам организовать партнерство с одной из компаний-лидеров рынка для улучшения дистрибуции продукта.  

Конечно, я рекомендую воспользоваться возможностями сколковской программы другим молодым компаниям. Чем больше вы рассказываете всем — кстати, даже и конкурентам — о проекте, тем больше обратной связи в виде мнений, критики, советов получаете. И тем лучше для вас. Есть ряд известных правил, которые можно повторить. В малоизвестные компании меньше инвестируют. Не стоит замыкаться самих в себе и делать продукт в стол. Чем скорее запускается продукт в продакшн — тем лучше. Лучше «допиливать»  продукт, основываясь на мнении пользователей, чем делать «идеальный», по вашему мнению, продукт и потом пытаться его продавать. Не стоит делать продукт с кучей «фич» изначально — процент «попадания» в потребности аудитории очень невелик. Лучше сделать «фичи», которые решают некий базовый «юз-кейс», а все остальные делать исключительно на основе статистики, собираемой с работающего сервиса».

Руководитель проектов Q’ligent Андрей Смолин:

«Наш проект находится на начальной стадии, и мы, можно сказать, пока ищем себя на рынке. Нам нужно было понять, насколько актуальна проблема, которую мы пытаемся решить, получить отклик от людей с опытом, подтверждение, что то, что мы предлагаем – ново, оригинально и привлекательно с точки зрения бизнеса. То есть, мы хотели получить подтверждение, что проект имеет право на жизнь с экономической точки зрения и может быть реализован.

Менторы переключили наше внимание немного в другую плоскость. Нам дали ряд практических советов, назвали фамилии людей, перечислили компании, с которыми нужно познакомиться, пообщаться и поработать.

Сейчас мы продолжаем общение с некоторыми менторами, участвовавшими в сессии. Один из них познакомил нас с компанией, которая является одним из целевых потребителей нашего продукта, и мы начали проработку интересных задач – обсуждаем, какие из их потребностей можно закрыть с помощью нашего продукта. Еще с одним ментором мы более подробно обсудили проект, наши идеи и планы развития, рассказали куда движемся. Он порекомендовал нам несколько компаний из Сколково, с которыми уже работал и которые занимаются смежными тематиками. Возможно, мы найдем точки пересечения, в которых сможем быть друг другу полезны. Кроме того, с помощью ментора мы выходим на потенциальных потребителей нашего решения.

Я однозначно рекомендую молодым проектам участвовать в таких сессиях. Хотя бы потому, что одна голова хорошо, а две лучше. Это еще одна возможность рассказать о своем проекте, обсудить идеи и послушать конструктивную критику авторитетных специалистов в своих отраслях. Они смогут обратить ваше внимание на такие вещи, которые выпадают из внимания, пока увлеченно работаешь над проектом. Конечно, интересно услышать со стороны, насколько ваш проект интересен как бизнес.

Не думаю, что нужно как-то особенно готовиться к общению с менторами — когда ты живешь своим проектом, прийти и рассказать про него не составляет особого труда. Подготовить несколько слайдов для наглядности — не сложно. Я подготовил презентацию из 10-12 слайдов, но мы остановились на трех-четырех — было очень подробное обсуждение. Поэтому, я думаю, надо сразу концентрироваться на главном, максимально просто доносить суть проекта, задавать самые важные вопросы  и стараться услышать советы, которые помогут решить проблему. Это отличный вариант вырваться из замкнутого круга, в который попадают многие стартапы».

Как попасть в программу

В «облачной» сессии приняли участие семь менторов: директор департамента развития ИТ-отрасли Минкомсвязи России Евгений Ковнир, технический директор Microsoft в России Дмитрий Халин, директор по маркетингу компании Positive Technologies Андрей Матвеев, директор по инновациям «Сбербанк-Технологии» Андрей Куксов, управляющий партнер Maxfield Capital Александр Туркот, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами Google Алекс Миттельман, индивидуальный инвестор, предприниматель Виталий Белик.  В дальнейшем планируется проводить подобные встречи стартапов из всех кластеров Фонда «Сколково» с менторами из самых разных областей.

«Подобные мероприятия с менторами Сколково — возможность для компаний регулярно проводить собственный advisory board, при чем абсолютно бесплатно. Мы считаем, что стартап должен проводить встречи с ментором не реже раза в квартал, а подобную сессию — раз в полгода. Хочу заметить, что сейчас мы планируем сессии до конца этого года, поэтому желающим участникам программы самое время сообщить проектному менеджеру о своем желании», — заявил вице-президент, исполнительный директор кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Игорь Богачев.

«Групповая менторская сессия — это новый этап развития нашей менторской программы. Формат предполагает глубокое и подробное обсуждение трех заранее отобранных проектов, которые находятся в активной фазе акселерации. Мы ждем в этот формат молодые команды, чтобы обсудить их проекты со всех сторон и помочь им выйти на новые уровни. Участником программы может стать любой проект Сколково. Для этого стартапу нужно заполнить анкету протеже на странице менторской программы mentor.sk.ru, а также написать мне по адресу avoropaev@sk.ru», — рассказал главный куратор менторской программы «Сколково»,  менеджер группы акселерации и развития Антон Воропаев.