1 сентября главный робототехник «Сколково» Альберт Ефимов привел в Сколковскую гимназию сына, дочь и робота. О том, как прошел для его семьи День знаний, в рамках которого Ефимов выступил одновременно в роли отца и преподавателя, руководитель Робототехнического центра Фонда рассказал Sk.ru.

«Первый раз я совмещал семейный праздник 1 сентября  с работой, что стало для меня довольно необычным опытом. Сын Данила пошел в девятый класс, дочка Соня – в старшую группу детского сада. Я понял, что совмещать в один день семью и работу очень сложно», - рассказывает Альберт Ефимов.

Главный робототехник Фонда признается, что переход детей в гимназию, расположенную в деревне Зайцево Одинцовского района Подмосковье, изменил его образ жизни. Чтобы детям было удобней, москвич Ефимов снял квартиру в ближайшей к школе деревне Кокошкино.

"Дети и робот купались во взаимной любви". 1 Сентября в Сколковской гимназии. Фото Sk.ru

«Сколковская гимназия – это эксперимент, настолько же эксперимент, насколько сам Фонд «Сколково». Сейчас, конечно, страшновато отдавать детей в Сколковскую экспериментальную гимназию – с одной стороны. Но, с другой стороны, я вспоминаю 2010 год, когда было очень страшно устраиваться на работу в «Сколково», потому что никто понятия не имел, что это такое. Наверное, когда ты начинаешь новое дело, существует какой-то барьер психологического преодоления и выхода из некоей зоны комфорта», - говорит главный робототехник.

Детям совершенно неважно, понимает ли их робот. Взрослые любят «Промобота», когда тот их понимает, а дети – безусловно

«Совместно с аппаратом сити-менеджера Сколково наш Робототехнический центр старается помочь развитию образовательной робототехники в гимназии. 1 сентября мы подарили гимназии два комплекта конструкторов ТРИК производства сколковской компании КибертехЛабс. Это полезная штука, надеемся, она хорошо послужит ребятам.

Во-вторых, я привез туда «Промобота». Это вспомогательный робот для выставок и презентаций; он может реагировать на речь, отвечать на вопросы, транслировать видеоролики и запоминать всех, с кем общался.

Оторвать детей от «Промобота» было невозможно. Или «Промобота» от детей – я уж не знаю, как правильней это выразить, потому что робот и дети купались во взаимной любви. И самое главное, любовь была безусловной. Потому что взрослые любят «Промобота», когда тот их понимает, а дети – безусловно.

Они спрашивают его: сколько тебе лет? Сколько ты весишь? Что ты ел сегодня? А почему ты робот? А ты действительно робот?

Альберт Ефимов дал мастер-класс по робототехнике в Сколковской гимназии. Фото Sk.ru

Я для себя уяснил, что детям совершенно неважно, понимает ли их робот. Если для взрослых важна интеллектуальная реакция, выражающая понимание, то для детей интеллектуальная реакция вообще не имеет никакого значения. Но для них имеет громадное значение, что глазки робота превращаются в сердечки. И то, что на экране можно нажать какую-то кнопку. Это важнее, чем все, что робот может им рассказать. Мне кажется, многие даже не вслушивались в то, что он им говорит.

Спроса на робототехнику в целом в России пока нет, а вот на образовательную робототехнику – есть

Меня попросили сделать мастер-класс по робототехнике. Я рассказал об истории робототехники, о робототехнике в «Сколково», об образовательной робототехнике: получился почти целый урок. Мне все-таки очень хочется, чтобы Московская экономическая школа, на базе которой существует гимназия МЭШ, стала не фабрикой по производству экономистов, а сделалась бы одной из российских кузниц инженерных кадров, которых, на мой взгляд, нам не хватает больше, чем экономистов», - говорит Альберт Ефимов.

Боятся ли дети роботов, как это происходило со взрослыми, когда на предприятиях в разных странах стали появляться первые промышленные роботы?

Сколковские дети робота не боятся. Фото Sk.ru

«Совершенно не боятся, - утверждает глава Робототехнического центра «Сколково». - Дети воспринимают робота исключительно как игрушку, которую им привезли и которая предназначена только для них, чтобы с ней играть. И это совершенно нормально.

Интересные исследования проводила Надя Зильберман из Томского госуниверситета о том, как реагируют дети на роботов в разных странах. С Японией все понятно, там полная любовь. А вот в России и Соединенных Штатах отличия кардинальные. В США общественный архетип сознания относительно роботов сформирован Терминатором и Робокопом. То есть в целом – это насилие. И даже те роботы, которые совершенно не ассоциируются с насилием, пародируют насилие, как, например, Bender.

Здесь, у нас, отношение сформировано, быть может, предыдущим, советским культурным слоем. Как бы то ни было, дети не чувствуют никакой агрессии, никакого отторжения в отношении робототехники. Именно поэтому мы видим в России громадный всплеск образовательной робототехники. Спроса на робототехнику в целом в России пока нет, а вот на образовательную робототехнику – есть».