Сегодня открыла свои двери Международная гимназия Сколково. На протяжении ближайшего года, до завершения строительства собственного здания в иннограде, гимназия будет размещаться на территории Московской экономической школы в Зайцево. Обучение почти 70 школьников построено в соответствии с программами Международного бакалавриата (IB). Накануне Дня знаний директор Международной гимназий Сколково и Московской экономической школы (МЭШ) Юрий Шамилов рассказал Sk.ru об особенностях обучения в этих учебных заведениях, пользе переплетения их образовательных программ, а также компетенциях, которыми будут обладать выпускники сколковской гимназии

«Относительно того, когда открывать школу – в этом или будущем году, существовали разные мнения. Перевесило следующее соображение: в Международной гимназии Сколково сложился такой замечательный педагогический коллектив, что мы предложили руководству Фонда не затягивать и приступить к занятиям в этом году, - рассказал г-н Шамилов. - Когда мы входили в этот проект и только начинали переговоры о создании гимназии, мы предполагали, что слово «Сколково» в ее названии окажется притягательным, особенно для молодежи, учителей, мечтающих реализовать что-то новое и, возможно, лишенных такой возможности в их прежних учебных заведениях. Так и оказалось. Поэтому мы так настойчиво рекомендовали открыть гимназию уже сейчас, чтобы оформить коллег, сделать все возможное, чтобы они закрепились в этой школе и получали удовольствие от того, что они делают.

Юрий Шамилов. Фото: Sk.ru

Поскольку перед нами была поставлена задача, что это должна быть школа Международного бакалавриата (мы убеждены, что это этот формат необходимо максимально широко внедрять в России), то мы пригласили специалистов, уже участвующих в программе IB, причем не только из Москвы, но и из других городов. В результате нам удалось собрать здесь педагогов с самым богатым опытом работы по программам Международного бакалавриата в России.

Международный бакалавриат (IB) - международный стандарт качества образования. Его целью заявлено воспитание критически мыслящих, знающих, заботливых молодых людей, способных и желающих изменять мир к лучшему через межкультурное понимание и уважение друг к другу. Международный бакалавриат был создан в 1968 году в Швейцарии как универсальная школьная программа с общим учебным планом, которая позволяла бы учебным заведениям одной страны считать образование, полученное в другой стране, эквивалентным национальному. Сейчас IB объединяет более 1 млн учащихся в 4 тысячах школ по всему миру. Учебный план состоит из четырех развивающих программ (от 3 до 18 лет), направленных на развитие у ребенка интеллектуальных, личностных, эмоциональных и социальных умений, необходимых для жизни в современном мире. Диплом Международного бакалавриата позволяет продолжить обучение во многих престижных университетах мира (диплом IB признан 700 университетами в 55 странах). Обязательным требованием для получения диплома IB является не только успешная сдача экзаменов, но и обучение в 10-11 классах на английском языке. 

Очень важный момент состоит в том, что МЭШ была первой в России школой, работающей по программам Международного бакалавриата - мы прошли авторизацию IB в 1996 году и с тех пор накопили не только теоретический, но и практический опыт. Тот факт, что учителя сколковской гимназии на протяжении всего года будут работать вместе с коллегами из МЭШ, позволит им быстрее осознать, что реально нужно делать в классе для того, чтобы школа быстрее получила авторизацию IB.

С другой стороны, надеюсь, что и для Московской экономической школы история взаимодействия со сколковской гимназией окажется крайне полезной и продуктивной. Когда мы создавали эту школу 20 лет назад, в России было престижно экономическое и юридическое образование, на них существовал выраженный социальный запрос. Неслучайно в числе тех, кто поддержал школу, были известные бизнесмены и финансисты. Мы не очень много внимания уделяли преподаванию естественных наук; случаев, когда наши выпускники решали идти в медицину или инженерию, было не так много.

В школах IB есть такой принцип: ты увлекаешься чем-то, делаешь это хорошо, тебе это нравится - значит, научи этому других

В последние годы мы видим всплеск интереса к естественнонаучным дисциплинам, курсу технологий и дизайна, и стараемся реагировать на эту тенденцию. Выпускники МЭШ поступили в MIT, в Стэнфорд на инженерные профессии. У ребят появляется интерес к технологиям и естественным наукам, и мы всячески стремимся его развивать, тем более, что в программе IB курс «Технологии и дизайн» разительно отличается по наполнению от того, что предлагается в российских школах. В Международном бакалавриате он выстроен, я бы сказал, в русле Сколтеха - учащиеся должны реализовать идею, направленную на решение очевидной и общественно-значимой проблемы. Курс технологий и дизайна в IB нацелен на то, чтобы школьник что-то придумал, смоделировал (скорее всего, на компьютере), а потом своими руками изготовил прототип.

За направление робототехники в Международной гимназии Сколково отвечает молодой педагог, который занимается спортивной робототехникой. Они познакомились с Альбертом Ефимовым (руководитель Робототехнического центра Фонда Сколково» - прим Sk.ru). Альберт будет показывать у нас робота, разработанного одной из сколковских команд. Когда я оказываюсь в инновационном центре, то с удовольствием смотрю на сколковскую молодежь и вижу, насколько это идейные, убежденные и креативные мечтатели. Убежден, что интеграция с Фондом, интересными людьми из числа участников проекта многое даст и Международной гимназии Сколково, и Московской экономической школе», - надеется директор гимназии. 

Учащиеся гимназии Сколково первого набора. Фото: Sk.ru.

Привлекательной чертой сколковского проекта Юрий Шамилов называет и его территориальную структурированность. «В МЭШ привозят детей со всей Москвы и из разных районов Подмосковья, и из-за этого у нас сложности с формированием комьюнити, объединенного, в том числе, и по принципу территориальной компактности. Мы очень надеемся, что в Сколково все будет по-другому, и рассчитываем на родителей в роли волонтеров. Если молодой ученый придет в школу, расскажет о том, чем он занимается, сумеет заразить своей идей детей, будет прекрасно. В школе будут оборудованные лаборатория, помещения для занятий, где родители смогут рассказывать детям о своих научных интересах. Кто-то может оказаться любителем походов. Ради бога, приходи и предлагай, главное, чтобы это всем шло на пользу.

В школах IB есть такой принцип: ты увлекаешься чем-то, делаешь это хорошо, тебе это нравится - значит, научи этому других. У нас в МЭШ был ребенок, который только в 10-ом классе начал играть на фортепьяно, хотя, как оказалось, давно мечтал об этом. Он записался в детскую музыкальную школу при МЭШ, занимался гораздо больше, чем остальные, и к концу 11 класса участвовал в концерте школы. Когда появляется интерес, возникает и мощнейшая мотивация. Вот ее-то мы и хотели бы получить от наших родителей и призываем их: «Увлечены сами – передайте увлеченность детям».

"Нужно моделировать реальные жизненные ситуации,  в которых ребенку становилось бы понятно, что без математики, биологии, химии и
так далее эта ситуация неразрешима"

Какие еще особенности будут у гимназии Сколково? Те же, что у других школ, работающих по программе Международного бакалавриата. Юрий Шамилов поясняет: речь идет об осмысленном подходе ребенка к обучению. Школьник должен понимать, для чего учит тот или иной предмет, выполняет то или иное задание и как полученные знания могут быть применены на практике. «Математика – зачем она? Биология? Химия? А зачем? Нужно моделировать реальные жизненные ситуации, в которых ребенку становилось бы понятно, что без математики, биологии, химии и так далее эта ситуация неразрешима.

На самом раннем этапе детям нужно предоставить возможность заниматься самыми разными видами деятельности, чтобы понять, что его на самом деле интересует, к чему лежит душа. У нас в МЭШ был такой случай. Видный экономист, финансист, отдал ребенка в нашу школу, чтобы тот пошел по стопам отца, тогда как у мальчика отчетливо прослеживалась склонность к операторскому делу. Мы вовремя разглядели этот интерес, помогли ему развиться – и в результате мальчик вырос в блестящего оператора.

У нас очень насыщенная часть программы, которую в российских школах принято именовать «дополнительным образованием». Мы планируем организовать большое количество клубов, студий, объединений, чтобы ребенок мог себя попробовать и в живописи, и в танцах, и в математике, и в естественных науках, и в языках. У нас будет много языковых объединений и клубов. Курсы могут быть как рекомендованы учителем (например, если ребенку надо подтянуть уровень владения языком), так и выбраны учащимся. Потом, если у ребенка действительно разовьется талант, близкий к профессиональному уровню, ему надо предложить профессиональную школу. В перспективе мы планируем в старших классах открыть инженерную школу, физико-математическую вечернюю школу, школу искусств. Раньше в МЭШ набор видов деятельности был несколько ограничен, а теперь с помощью «Сколково», надеюсь, его удастся расширить».

Это выдержки из интервью Ю. Шамилова. Целиком оно будет опубликовано в журнале SkReview