В Сколтехе состоялись вторые научные чтения. В отличие от первого, ноябрьского, мероприятия, посвященного нескольким разным темам (от квантовой физики и особенностей патентной деятельности до нового энергетического уклада), на этот раз профессора Сколтеха сконцентрировались на актуальных биомедицинских вопросах и постарались быть понятными и интересными как университетским преподавателям, так и школьникам. Комментарии слушателей после научных чтений свидетельствуют - эта попытка удалась

Мотивы, определившие выбор биомедицинской тематики, в максимально доступной даже неподготовленному слушателю форме изложил Виктор Котелянский, директор исследовательского центра Сколтеха по биомедицинским технологиям и РНК. «Я хотел бы представить сугубо ненаучный доклад-импровизацию, свидетельствующий, что мы живем в эру биомедицинских исследований», - предварил свое выступление г-н Котелянский и в качестве примера продемонстрировал на экране два рекламных ролика, которые каждый российский телезритель может видеть по много раз в день. Один рекламирует средство, повышающее потенцию, другой – лекарство от грибка. «Такой рекламой телевидение пичкает население в прайм-тайм и тем самым полностью его одурманивает», - констатировал лектор, пояснив: фармацевтическая промышленность с успехом пользуется желанием людей лечиться. По наблюдению Котелянского, ни в одном мегаполисе мира нет такого количества аптек, как в России, и нигде нельзя купить такое обилие лекарств без рецепта. Как потребители мы ведем себя невежественно и антинаучно (известно, что против гриппа нет противовирусного препарата, тем не менее, в сезон эпидемий посетители аптек горстями скупают противовирусные препараты, сами себя обманывая).

Биолог Константин Северинов, участник и ведущий научных чтений Сколтеха. фото: Сколтех.

 

При этом биомедицинская наука в последнее время достигла колоссальных успехов.

Виктор Котелянский. Фото: Сколтех.

Виктор Котелянский привел лишь несколько примеров: «Гепатит стал излечим. Курс стоит очень дорого, от 60 до 80 тысяч долларов. Тем не менее, это большая победа. Смертность от инфарктов колоссально сократилась благодаря приему статинов и снижению уровня плохого холестерина в крови. Наконец, появились замечательные вакцины с потрясающей эффективностью». Следствием подобных биомедицинских успехов стал рост продолжительности жизни и количества пожилых людей, которые нуждаются в лечении. «Если принять затраты на медицину за все время жизни человека за 100%, то в Америке 60% приходятся на последние два месяца жизни». Цивилизованная страна не может обойтись без биомедицинских исследований, сложных и затратных. В США бюджет Национальных институтов здравоохранения составляет 30 млрд долларов, и налогоплательщики спокойно воспринимают тот факт, что колоссальные деньги идут на непонятные широкому кругу обывателей исследования дрозофил и мышей.

Дарья Онищук. Фото: Сколтех.

Роли лабораторных насекомых и животных (биологи из Сколтеха оперировали более наукообразным выражением - «модельные организмы») в фундаментальной науке было посвящено сразу два выступления. Дарья Онищук, наряду со Сколтехом работающая в университете Фрайбурга в Германии, рассказала, в частности, о том, как вырабатываемая в лабораторных условиях у плодовых мушек алкогольная толерантность позволяет бороться с алкоголизмом у людей. «У дрозофилы 17 тысяч генов, из них 60% являются гомологами человеческих генов. У рыбки зебрафиш (Danio rerio) 26 тысяч генов, из них гомологами человеческих генов являются 70%. Из 43 тысяч генов мыши 90% гомологи генов человека», - рассказала г-жа Онищук.

Нейрофармаколог Рауль Гайнетдинов (работает в Сколтехе, СПбГУ и Итальянском институте технологий) рассказал о становящейся все более популярной концепции трансляционной биомедицины. Это междисциплинарная область знаний, объединяющая элементы клинической медицины и последних достижений в молекулярной и клеточной биологии, физиологии, генетике, биоинформатике, фармакологии, химии, физике и других областях для максимально быстрой и эффективной разработки и применения новых терапевтических и диагностических подходов в клинике. Правительство США через National Institutes of Health в 2012 создало National Center for Advancing Translational Sciences (NCATS) с бюджетом более 1 млрд долларов в год. Евросоюз вкладывает в такие исследования 600 млн евро в год, Британский Совет по медицинским исследованиям – более 354 млн фунтов стерлингов. Концепция начинает развиваться и в России, хотя из опубликованных за последние 5 лет 175 тысяч научных статей с ключевыми словами «Translational Sciences» только 30, по данным Scopus, имеют российскую аффиляцию. Трансляционность означает также перенос результатов экспериментов от животных к человеку и наоборот. В этом смысле одним из первых ученых, применивших трансляционные методы на практике, вполне может считаться Иван Павлов, проводивший в лаборатории опыты с собакой.

Рауль Гайнетдинов. Фото: Сколтех.

 

«За последние годы произошла целая геномная революция, одним из последствий которой стало переосмысление англоязычной аббревиатуры B.C. и А.С. Вместо Before Christ (до нашей эры, до рождества Христова) B.C. стали расшифровывать как Before Cloning (до начала эры клонирования), а A.C. (After Christ) превратилось в After Cloning, - рассказал Рауль Гайнетдинов. - Удивительно, что все лекарства, которые есть на рынке, воздействуют максимум на 150 белков. Причем 100 самых продаваемых препарата воздействуют на 34 белка». Белых пятен в генетике немало, и заполнить их могут лабораторные животные. Рауль Гайнетдинов подробно остановился на ведущихся в его лаборатории исследованиях с трансгенными животными и использовании технологии выбивания (knockout technology), которая позволяет исследователям моделировать человеческие заболевания в организме мышей. Одно из направлений исследований группы Гайнетдинова – изучение нейробиологических механизмов шизофрении и болезни Паркинсона.

Мозг – «зона ответственности» еще одного преподавателя Сколтеха, Филиппа Хайтовича, выступившего с лекцией «Молекулярные структуры мозга». Почему люди умнее шимпанзе? При сопоставимом размере черепа у человека объем головного мозга гораздо больше. Но дает ли ему именно это преимущество перед приматом? В Голландии и США живут трехлетние девочки, которым по медицинским показаниям была удалена половина мозга. При этом дети нормально развиваются и общаются с окружающими, причем на трех иностранных языках. Дело - в развитии детей на ранних сроках жизни. «Не пренебрегайте этим, занимайтесь с детьми, не пытайтесь отделаться, дав им iPad или отвлекая просмотром мультиков», - призвал Хайтович аудиторию, на 80% состоявшую из молодежи.

Филипп Хайтович. Фото: Сколтех.

Участник и модератор научных чтений Сколтеха Константин Северинов (это он провел вынесенную в заголовок статьи аналогию между спиралью ДНК и тройной спиралью университета, отражающей синергию образования, исследований и инноваций) рассказал о технологии молекулярного клонирования, за вклад в развитие которой 6 ученых получили нобелевские премии. Речь идет о направленных манипуляциях с геномом, в том числе, человека. Одним из практических применений этого метода обещает стать так называемая «геномная хирургия», позволяющая замещать поврежденный участок ДНК здоровым. К слову, большие ожидания с этим направлением связывает и Кристина Ходова из биомедицинского кластера Фонда «Сколково». «На практике эта технология может лечь в основу нового подхода в генотерапии ряда заболеваний, в первую очередь, наследственных (путем замены или удаления поврежденных генов) и вирусных (например, ВИЧ-инфекции) путем создания высокоспецифичных противовирусных вакцин. Основным преимуществом данной технологии по сравнению с существующими вирусными системами доставки генов является высокая специфичность встраивания ДНК, а также отсутствие влияния на механизмы включения и выключения генов (так как встраивание происходит в обычном участке хромосомы), что потенциально снижает риск побочных эффектов (в первую очередь, вторичных опухолей из-за неконтролируемого изменения генома)», - писала Кристина Ходова, реагируя на адресованный кластерам Фонда призыв Sk.ru окинуть мысленным взором наиболее заметные технологические события 2014 года и определить технологии и направления, которые обладают наибольшим прорывным потенциалом.

Радж Раджагопалан. Фото: Сколтех.

 

Не смущает ли организаторов научных чтений переплетение сугубо академичных выступлений (например, англоязычный доклад первого проректора Сколтеха Раджа Раджагопалана назывался «На стыке физики и биологии: ключевые аспекты механобиологии» и был понятен разве что специалистам в области биофизики) и научно-популярного формата (выступление Виктора Котелянского). «Наша задача – найти баланс, правильное соотношение научного и популярного. В этой аудитории собрались и школьники, и сотрудники Фонда «Сколково», и журналисты, и ученые из МГУ. Мы должны быть интересны всем им», - рассказал после завершения научных чтений Sk.ru Константин Северинов, замдекана по работе с профессорско-преподавательским составом. В России, считает он, спрос на информацию о науке становится все очевиднее. «На днях я читал лекцию о генетике для школьников четвертых классов. Там яблоку негде было упасть», - рассказал г-н Северинов.

Вице-президенту «Сколково», руководителю биомедицинского кластера Фонда Кириллу Каему научные чтения Сколтеха представляются «прекрасным форматом для популяризаторской деятельности». «Организаторы собрали здесь очень интересных лекторов, и мы обсуждаем возможность их участия в клубах друзей биомедицинского кластера. Мне кажется, ученым из наших биомедицинских стартапов будет очень полезно послушать выступления таких авторитетных спикеров. Мы рассчитываем на большую интеграцию в этом плане, дальнейшее формирование экосистемы», - сказал К. Каем в беседе с Sk.ru 

 

К. Каем (справа), старший вице-президент Фонда "Сколково" по инновациям Василий Белов (в центре), Р. Гайнетдинов (слева) на научных чтениях. Фото: Сколтех 

  

Кристина Ходова, руководитель направления «Онкология/иммунология» кластера биомедицинских технологий отмечает: «Подобные инициативы крайне важны. Во-первых, они позволяют широкой аудитории узнать о последних достижениях в различных областях и, более того, услышать о достаточно сложных открытиях и методах исследования на понятном языке. Во-вторых, это прекрасная возможность общения с ведущими учеными. Во все времена одной из важнейших задач профессуры была просветительская, и благодаря sci-talks профессора Сколтеха с ней успешно справляются».