В рамках визита Владимира Путина в Италию, как уже сообщал sk.ru, было подписано соглашение о сотрудничестве между Сколковским институтом науки и технологий и Итальянским институтом технологий (Istituto Italiano di Tecnologia, IIT).


Целью соглашения является обеспечение совместной деятельности в проведении научных разработок, образовании, а также развитии и коммерциализации инновационных технологий. Приоритетные направления сотрудничества: энергетика, информационные, ядерные и космические технологии. Что роднит оба института, а в чем отличия, в интервью журналу SkReview рассказал фармаколог Рауль Гайнетдинов, профессор Сколтеха и СПбГУ, ведущий исследователь IIT.

Обе организации были запущены практически с нуля для модернизационного рывка; в обоих случаях акцент сделан на международном характере работы и использовании опыта лучших иностранных университетов (в случае с IIT это MIT и Caltech). Несмотря на молодость институтов (IIT на 5 лет старше сколковского проекта), они не раз становились предметом критики. Впрочем, есть и одно существенное отличие: в рамках «Сколково» институт был создан уже после появления фонда, включившего в свою орбиту научные стартапы. В Италии логика процесса была иной: сначала сформировать инфраструктуру для технологического института, а затем на его базе создавать новые компании (так же, как «Сколково», IIT призван генерировать новые идеи, запускать инновационные предприятия и получать патенты).

Итальянский институт технологий появился с подачи правительства столь нелюбимого и критикуемого многими Сильвио Берлускони. Идея создания в Генуе, столице экономически отсталой Лигурии, международного института, работающего по прозрачным и понятным «западным» принципам и сконцентрировавшегося на нескольких перспективных направлениях исследований, исходила от Джулио Тремонти, занимавшего пост министра финансов и экономики в нескольких кабинетах Берлускони.

Рауль Гайнетдинов. Фото: из личного альбома

К тому моменту итальянцы отчетливо осознали: они оказались на задворках глобального рынка разделения труда и им по сути нечего предложить миру кроме продуктов питания, туризма и моды. Болевые точки итальянской науки наверняка хорошо понятны и читателям в России. Во-первых, она консервативна. Денег выделяют немного, возможности для исследований ограничены. Зарплаты у итальянских ученых невелики (в 1,5-2 раза меньше, чем у их немецких коллег), но зато гарантированы: если уж стал членом профессорско-преподавательского состава, то сохранишь это место до пенсии. Во-вторых, много где царит «позвоночное» право: без связей в иерархическом обществе трудно получить позицию в университете, многое делается по блату.

Формально Istituto Italiano di Tecnologia был образован в конце 2003 года, первые лаборатории заработали на временных площадках ближе к началу 2006-го. Реально же главное здание института в Генуе было приведено в рабочий режим в 2008 году, лаборатории исследователи получили в 2009-ом. Полноценно IIT заработал с 2010 года. Тем более впечатляющими выглядят успехи, достигнутые за столь короткий срок. Вот лишь несколько цифр, иллюстрирующих стремительный прогресс института.

Если в 2007 году в нем не набралось бы и 200 сотрудников, то в 2012 их стало уже более тысячи. Количество публикаций за 6 лет выросло почти девятикратно (2007 год - сотня с небольшим, 2012 – без малого 900). В 2007 году работы исследователей IIT цитировались в научных изданиях всего лишь несколько раз, в 2012 было более 7 тысяч упоминаний. В 2011 году по индексу SCImago институт вошел в 8% ведущих мировых университетов. Подано более 170 заявок на патенты, создано несколько стартапов.

В IIT сотрудникам предлагают отличные по итальянским меркам условия. В институте развивают 7 научно-технических платформ: информационные технологии; лекарственные средства и методы диагностики; окружающая среда, здоровье и безопасность; нейронаука; энергетика; робототехника и «интеллектуальные» материалы.

При создании IIT учитывали опыт лучших мировых университетов. В руководство института вошли профессора из MIT и Harvard University, в Наблюдательном совете  - несколько Нобелевских лауреатов-выходцев из этих и других американских вузов. А всего из тысячи с лишним сотрудников института иностранцев около четверти - случай для итальянской науки крайне редкий. Россиян в числе сотрудников IIT около десяти.

Какой-либо координации программ и финансовых отношений с MIT у итальянского института не было. Взаимодействие построено на личных связях: вовлеченные в работу IIT профессора из MIT – этнические итальянцы.

Что еще роднит Istituto Italiano di Tecnologia со Сколтехом (и шире - со всем сколковским проектом), так это градус скептицизма и критики на начальном этапе как со стороны оппозиционных Берлускони политических лидеров, так и из классических университетов. Для первых все, что делало правительство Берлускони, априори было плохо и расценивалось как бесцельная трата  денег. В университетах были недовольны щедрыми суммами, которые шли на развитие института (однажды IIT получил 50% от всего годового объема финансирования итальянской науки, причем напрямую из Минфина, минуя министерство науки и образования). Из университетов раздавались призывы вполне в духе Шарикова из «Собачьего сердца»: «Взять все и поделить».

Удачным ходом по замирению недовольных «старых» итальянских университетов стало открытие в них научных центров IIT. Их 10 в разных итальянских городах (например, Центр по космической робототехники в Турине, Центр геномных технологий в Милане, Центр нейронаук и когнитивных систем в Тренто, Центр высшей нервной деятельности в Парме, Центр инноваций в нанотехнологий в Пизе, Центр перспективных биоматериалов для медицины в Неаполе). Созданные на базе самых успешных лабораторий центры формально входят в состав Итальянского института технологий, фактически же они остаются в своих старых университетах, которым из-за этого перепадают деньги. Вероятно, по пути открытия аффилированных лабораторий на базе российских университетов в какой-то момент пойдет и Сколтех, тем более что своего здания у него пока нет.

Полностью рассказ Рауля Гайнетдинова - в журнале SkReview № 5