3 февраля в Ростове-на-Дону начинается ежегодный Стартап-тур (RST) «Сколково» - масштабное роуд-шоу, традиционно предшествующее крупнейшей в стране стартап-конференции Startup Village. Идеолог RST, советник Президента Фонда Пекка Вильякайнен в интервью Sk.ru рассказал о том, как влияет экономический кризис на экономику стартапов, правда ли, что Стартап-тур преследует цель «высасывать» лучшие компании из регионов, почему RST в нынешнем году проходит в новом формате, и что он отвечает жене, когда она предлагает вкладывать деньги в московскую недвижимость.
Фото Sk.ru
-Каков экономический смысл Стартап-тура в настоящих экономических обстоятельствах?
-Если обратиться к мировой экономической истории, нетрудно заметить, что самые процветающие, самые богатые компании были основаны в сложные времена. Проверьте это утверждение на примере американской, китайской, российской истории. Лучшие компании создаются тогда, когда денег не хватает, и люди испытывают настоятельную потребность показать все, на что способны. Эта логика справедлива и наоборот: когда слишком много денег, люди ленятся.
Могу сослаться и на личный пример. Я основал компанию в самый канун большого кризиса в Финляндии. Это было в 1988 году, а в 1989 году в Финляндии началась наиболее серьезная рецессия в истории страны.
Я, разумеется, понимаю, что в сегодняшних непростых обстоятельствах непросто получить финансирование для реализации проекта. Возникает множество иных сложностей. Но, с другой стороны, хорошие идеи всегда получат финансирование. Так что, в конечном счете, Startup Tour и Startup Village имеют большой экономический смысл – и именно в сегодняшних условиях. Это первое.
Во-вторых, будем прямо говорить, в мире вообще и в России, в частности, еще очень много денег. В такой ситуации совсем непросто найти объект для инвестирования, чтобы получать 5 или 10% прибыли на свои инвестиции. Знаете, в России все еще много людей – и моя жена одна из них, - которые считают, что лучшим способом вложения денег является покупка квартиры. У нас с ней на этот счет время от времени возникает спор: стоит ли купить квартиру или дом в Москве, Санкт-Петербурге или Екатеринбурге? Я считаю, что в этом нет никакого смысла. Моя точка зрения была и остается такой. Российская экономика, если можно так выразиться, нормализуется. Потому что это ненормально, если цена на квартиры каждый год растет на 20%. И то, что происходит сейчас, очень хорошо для экономики стартапов.
Ну, и наконец, последнее, хотя и не по значению. Люди говорят о санкциях. Я до сих пор не замечал никакого воздействия санкций на стартапы. Санкции воздействуют на большие компании, но они не вредят стартапам или научным институтам, таким, например, как Сколтех. В этом смысле нам не следует преувеличивать негативное влияние международной обстановки на сферу инноваций.
-В этом году формат Стартап-тура существенно изменился. RST пройдет по 10 российским городам, а также посетит Астану и Минск. Это меньше, чем в предыдущие годы. Предполагается, что каждый город привлечет участников из соседних городов и регионов. В то же время, вместо одного дня на один город, участники будут работать в каждом пункте по два дня. Чем вызвано изменение привычного формата?
-Обратившись к опыту предыдущих Стартап-туров, мы убедились в том, что один день на один город – это мало. Такой короткий срок не позволял провести углубленные дискуссии в каждом регионе. Два, два с половиной дня на каждый город создадут благоприятные возможности для реализации нашей программы.
Отметив это, я хочу выразить надежду на то, что в Ростове-на-Дону, где начинается в этом году Стартап-тур, мы увидим не только ростовчан, но и компании из других городов региона. И так – в каждом городе, куда будет приходить Стартап-тур. Я понимаю, что поездка из одного города в другой стоит денег, и что люди немного побаиваются совершать такие поездки. Тут есть риск. Но, с другой стороны, Россия – огромная страна, и мы не можем добраться до каждого города. Так что здесь требуется некий компромисс.
Следует понимать, что единственным смыслом Стартап-тура является помощь стартапам. RST не устраивается для «Сколково», для политиков, для губернаторов. Это делается с единственной мыслью и с единственной целью быть полезными стартапам. Если эта цель не будет достигнута, значит, мы облажались.
-По результатам двух предыдущих роуд-шоу более десятка региональных стартапов стали участниками «Сколково». Ставит ли Фонд перед собой какие-то определенные задачи по привлечению новых компаний?
-Достижения «Сколково» не измеряются тем, сколько компаний становится резидентами Фонда. Философия «Сколково», о которой говорят Президент Фонда Виктор Вексельберг и премьер-министр Дмитрий Медведев, заключается в создании новых компаний повсюду в России. Хотя я работаю в «Сколково», я не сгораю от желания завлечь в «Сколково» все самые лучшие российские компании. Разумеется, если наши кластеры считают, что та или иная компания соответствует их целям и критериям, - добро пожаловать! Но моя цель – не «высасывать» лучшие компании из регионов. Я буду счастлив, если самые интересные компании из, допустим, Ростова-на-Дону приедут на конференцию Startup Village, а затем вернутся в свой город и будут успешно развиваться.
Есть еще один аспект, и это - Сколковский институт науки и технологий. Мне представляется чрезвычайно важным, если по результатам Стартап-тура молодые люди, имеющие предпринимательскую жилку, отправятся учиться в Сколтех. В Сколтехе как раз сейчас идет набор новых студентов, и было бы здорово подпитать этот процесс талантливыми ребятами из разных российских городов, которые в итоге смогли бы стать частью экосистемы «Сколково».
-С каким месседжем Вы обратитесь к участникам Стартап-тура в Ростове-на-Дону и других городах?
-Думаю, для тех, кто когда-либо слышал мои выступления, это не станет сюрпризом. Я повторяю и буду повторять, пока живу, два слова: «без страха» - имея в виду отношение к предпринимательству. Будем откровенны: предпринимательство не каждому по плечу. Есть множество людей, которым больше подходит работать в университете или в большой компании, в Фонде «Сколково», в конце концов, но не пытаться стать владельцем собственного бизнеса. Однако если в вас есть этот ген, который отвечает за способности к управлению компанией, надо рискнуть и попытаться основать свой бизнес. А ведь известно, что много людей, в ДНК которых имеется подобный ген, не рискует начинать собственное дело. Их отговаривают родители, учителя в школе, преподаватели в университете, бизнес-аналитики, которые рассуждают о замедлении экономики. Мой месседж прост: не бойтесь начинать.
-По роду работы в Фонде Вы находитесь в ежедневном контакте со стартапами со всей страны. Чего они в действительности хотят, в чем, по Вашему мнению, нуждаются, помимо денег? Изменились ли их запросы за последнее время?
-Когда два года назад мы отправлялись в первый Стартап-тур, наверное, 99% людей, с которыми мы говорили, были убеждены: единственное, что нужно для успеха их предприятия, - это деньги. Часто можно было слышать от предпринимателей: «Просто дайте нам денег, мы прекрасно знаем, что делать дальше».
Уже в прошлом году было понятно, что все больше людей приходит к осознанию: предпринимательство не есть простая производная от денег. Если бы это было так, то самой инновационной страной на планете была бы Саудовская Аравия. Или Дубай. Или Норвегия. В Норвегии предпринимателям раздают миллионы просто ради того, чтобы они были предпринимателями. Можете вы на память привести много примеров норвежских инноваций?
Я хочу сказать, что стартапам больше, чем деньги, нужны другие стартапы. Они должны учиться друг у друга. Так происходит в Финляндии на конференции SLUSH, в которой участвует «Сколково». Каждый на SLUSH может оценивать, что делают другие, как они это делают, как они себя позиционируют, презентуют. Кто-то провалился, кто-то показал себя молодцом. Какой-то продукт захватил воображение инвесторов, а какие-то инвесторы сами разочаровали стартаперов.
Во-вторых, стартапы должны стремиться к звездам, они должны ставить себе цель стать лучшими в мире. Недостаточно быть лучшей компанией своего города. Недостаточно считаться лучшим парнем (девушкой) Российской Федерации. Ваш продукт должен быть лучшим в мире – тогда он пригодится и в России. То есть нужен benchmark: эталон, стандарт.
Ну, и в-третьих, деньги, безусловно, нужны. Но не просто деньги, а умные деньги (smart money). Нужен кто-то, кто способен помочь вам – бизнес-ангел, например. Не только финансами, но и советом, если вы попадете в беду.
Вот три элемента, осознание которых, на мой взгляд, постепенно происходит. Но такая работа над собой не совершается за один день.
-Что, на Ваш взгляд, может стать мерой успеха RST?
-Для меня мерой успеха будет, если в каждом городе, через который пройдет Стартап-тур, найдется десять-двадцать-тридцать молодых людей, у которых имеются новые идеи, и эти идеи могут вылиться в создание новых компаний; с такими компаниями можно будет дальше работать.
Я бы также хотел видеть три-пять компаний, которые уже попробовали себя за рубежом, в глобальной конкуренции.
И я бы хотел встретить в каждом городе сотню человек, каждый из которых расскажет десятку своих знакомых, что такое предпринимательство. Если каждый из них расскажет своим друзьям, что узнал что-то новое, о чем до сих пор не подозревал, то в каждом городе появятся тысячи людей, которые будут без страха относиться к предпринимательству. Многие из этих людей и компаний окажутся вовлечены в орбиту Startup Village. А тем компаниям, которые уже имеют некоторый международный опыт, мы, надеюсь, сможем помочь выйти на международный рынок.
Если так и случится, я буду счастлив.