20 августа в спортивном комплексе ЦСКА прошёл «Всероссийский День инноваций Министерства Обороны РФ», в работе которого принял участие Министр обороны России Сергей Шойгу, ключевые высшие офицеры, ответственные за технологическую модернизацию армии, инновационные  компании, институты развития, участники рынка вооружений


Министр обороны РФ Сергей Шойгу посетил экспозицию, сказав на конференции, что инновации являются приоритетом ведомства, пообещав, что мероприятие станет теперь как минимум ежегодным. Внимание военных технологическим аспектам нетрудно объяснить:  Россия, как известно, является одним из крупнейших производителей вооружений и по бюджетам на закупку новой техники Минобороны отстаёт только Пентагону. Государственная программа вооружений до 2020г. – это 19 триллионов рублей, существенная часть которых пойдёт на модернизацию и инновации. В прошлом году Россия экспортировала вооружений на 15 миллиардов долларов, и на международных рынках наша страна ощущает жёсткую технологическую конкуренцию с другими экспортёрами вооружений. Для решения задачи модернизации Минобороны РФ создало аналог американского DARPA, «СПВИР» (Система перспективных военных исследований и разработок), в эту структуру входит  «Центр робототехники», который и инициировал круглый стол «Перспективные технологии робототехники», ставший одним из наиболее интересных дискуссионных мероприятий «Дня инноваций Минобороны России».

 Его соорганизатором и активным участником был директор по проектам ИТ кластера, один из видных экспертов по робототехнике у нас в стране Альберт Ефимов. Три резидента Фонда, «Новые Энергетические Технологии», «Тензосенсор» (кластер ККТ) и «Т8 НТЦ» (кластер ИТ) показывали свои возможности на стендах. «НЭТ», в частности, демонстрировал проект малогабаритных атомных часов, которые военным помогут в точной координации времени между подразделениями при реализации боевых и учебных задач.


Требования к роботам придётся формулировать самим

Участники круглого стола по робототехнике сошлись во мнении, что ряд ключевых требований к роботам пока остаются за грифом секретности, а, возможно, некоторых из них ещё попросту не существует. Военные в этом вопросе идут непроторённой дорожкой, обращаясь, по сути, к инноваторам за советом.

Альберт Ефимов выступает на круглом столе Минобороны РФ "Перспективные технологии робототехники"

И ряд этих требований (которые, возможно, потом лягут в основу госзаказа по военной робототехнике) был озвучен вчера представителями технологических компаний. Так, генеральный директор сколковского резидента компании «Тензосенсор» Владимир Никитин, считает, например, что одно из главных требований к роботам-солдатам может состоять в том, что они должны быть низкие по себестоимости, не более 500 тысяч рублей (из них 200 тыс. на боевую часть и 300 тыс. на платформу доставки).

Никитин призывает создать одноразовых роботов-бойцов, с которыми не надо много возиться, осуществляя сложный сервис («повреждён-значит уничтожен»). Главная цель этих машин – сократить потери среди личного состава в условиях скоротечного, стремительного современного боя. «Посмотрите, говорил он, в Сирии воюют по пять минут: вышел на поле боя, пострелял несколько минут – получил ранение, и уже инвалид на всю жизнь, нам такое не нужно, нашей армии и так не хватает солдат», - говорил он.

Команда НЭТ - проект Малогабаритные атомные часы в выставочном зале Дня инноваций Минобороны РФ

Альберт Ефимов, вступив в обсуждение вопроса о стоимости роботов, подчёркивал, что это требование сразу же взывает к необходимости дополнительных решений. Дешевизна требует стандартизации и открытой архитектуры. А значит, нужно добиться плотного взаимодействия между различными разработчиками и производителями, нужны открытые платформы, единая инфраструктура. «Не так, как сейчас, когда ПО, на котором работает один робот, на 99% не подходит другому», - напомнил участникам круглого стола он.

 

Разнотипность, разносредность, групповое применение: проблемы энергии и управления огромными потоками информации

На круглом столе по робототехнике выступающие не раз подчёркивали, что роботы, заменяющие солдат, должны быть разнотипными. Более того, роботы должны уметь работать в разных средах: земля, вода, воздух. Они также должны уметь работать в группах, причём, речь может идти об очень больших группах при ведении крупного сражения, то есть о сотнях или даже десятков тысяч машин, удалённо управляемых одновременно на одном поле боя.

Компания "Тензосенсор" демонстрирует управление танками с помощью своего джойстика 

И здесь возникает масса вопросов, поистине непаханое поле для технологических исследований и инноваций. Это и проблематика энергетического снабжения машин (топливные элементы, что разрабатываются в Сколково, очень кстати). Здесь же встают вопросы по доступу врага к сети удалённого управления (распознавание и защита сигнала «свой» - «чужой»). И вкупе с ними, но немного особняком стоит проблема самодиагностики машин, как фактор их автономности, которую хотят видеть военные.

Было бы неверным говорить, что эти и другие вопросы и проблемы совсем никем не решены или не решаются сейчас. По многим направлениям уже есть практические наработки. Так, в частности, есть интересные действующие в МЧС решения по пожарной роботизированной технике, работающей в группе. Но, все же, для военных нужны технологии более высокого порядка.

 

боец в экзоскелете может быстро передвигаться с тяжелым бронированным щитом

Чтобы уничтожить истинного врага сначала надо познать все вокруг на поле боя

Военные просят добиться большей автономности роботов, введения элементов искусственного интеллекта, как для автономного управления и жизнеобеспечения машины, так и для подсказок управляющему ей с монитора человеку. Таким образом, одним из таких высоких технологических вызовов становится задача по обеспечению понимания роботом окружающего мира (английский термин «cognition» здесь, возможно, более всего уместен). Когнитивность машин - это необходимое условие для дальнейшей работы по совершенствованию военных робототехнических комплексов.

Вместе с тем, желание армии видеть все более автономные, умные машины наталкивается на этические проблемы. Как напомнил представитель Сколково, эта задача вызывает сейчас массу вопросов гуманитарного и морально-этического характера (достаточно вспомнить ряд трагических ошибочных решений дронов и последовавших за ними крупных международных скандалов). Альберт Ефимов еще раз напомнил об этих аспектах, призвав коллег подумать о том, не пора ли вводить юридические нормы для использования робототехники с элементами искусственного интеллекта.


солдаты тренируются работать на мониторах, удаленно управляя БТРами

 

Открытость военных

Конечно, в одной публикации невозможно отразить весь спектр вопросов. И сколько их ещё предстоит решить, прежде чем мы полностью уберём всех восемнадцатилетних парней в укрытие и дадим роботам возможность выяснять между собой отношения с помощью оружия (когда и если другие способы урегулирования конфликтов, увы, не работают), наверно, не представлял даже Айзек Азимов. Но абсолютно ясно, что «День инноваций Минобороны» – это, несомненно, шаг в правильном направлении, открытость для движения в этом направлении очень нужна. Не может не радовать и тот факт, конечно, что сам министр обороны гарантирует развитие диалога на этой площадке уже через год, а вчера там можно было встретить практически всех основных действующих лиц процесса технологического перевооружения нашей армии.

Вопросы развития робототехники будут также рассматриваться на форуме "Открытые инновации".

публикация Альберта Ефимова "Области прорывных исследований в робототехнике":

Перспективы робототехники А Ефимов.pdf