26 сентября в Технопарк приедет Национальное агентство инноваций Люксембурга для встречи с технологическими стартапами. Какие возможности для бизнеса есть в Великом Герцогстве, и зачем компаниям из России нужно присмотреться к окну на единый европейский рынок в нашем интервью с директором по развитию бизнеса агентства Luxinnovation Жаном-Мишелем Людвигом.

 

  

Какие сферы инновационной деятельности получили развитие в Люксембурге на сегодняшний день?

Люксембург известен своими давними традициями в области научно-исследовательских разработок перспективных материалов, автомобильных компонентов и стекольной промышленности. Культура инноваций зародилась в результате развития в Люксембурге отечественного сталелитейного производства, а также деятельности крупнейших медийных и телекоммуникационных компаний, таких как RTL и SES, а также международных промышленных групп, организовавших в Люксембурге свои научно-исследовательские центры. С конца 80-х годов ключевую роль в нашей экономике играет сектор услуг. Это во многом объясняется тем фактом, что Люксембург выступает в качестве одного из основных финансовых центров еврозоны и занимает второе место в мире по количеству инвестиционных фондов. Сегодня важнейшим фактором, способствующим преобразованиям и развитию цифровой экономики в Люксембурге, стали информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые широко применяются, например, в финансовой и космической отраслях. 

 

В развитии каких областей сегодня особо заинтересован Люксембург?

Сегодня для экономического развития крайне важным фактором, за которым стоят поистине революционные изменения в деловой сфере, является цифровизация. Учитывая это, правительство Люксембурга разработало и опубликовало стратегию стимулирования инноваций, основанных на использовании цифровых данных. Результатом ее реализации должен стать рост производительности и устойчивое развитие всех отраслей национальной экономики. Люксембург располагает первоклассной цифровой инфраструктурой передачи информации со сверхмалой задержкой, возможностями для хранения и обработки огромных массивов данных и имеет широчайший опыт в сфере кибербезопасности. На данный момент проводятся работы по установке петафлопсной вычислительной системы для частного сектора, которая будет запущена в эксплуатацию в 2020 году. Стратегия уделяет особое внимание развитию технологий в рамках концепции четвертой промышленной революции, экотехнологий (в том числе предназначенных для создания «умных» городов и внедрения принципов безотходного хозяйствования), технологий для здравоохранения, а также развитию таких сфер, как логистика, космос и финансовые услуги. При этом связующим звеном выступают межотраслевые ИКТ. Во всех этих областях Люксембург имеет большие перспективы. 

 

Имеют ли для вас приоритет те компании, которые могут перевести свой бизнес в Люксембург и занимаются, например, финансовыми или информационными технологиями?

Количество создаваемых в Люксембурге стартапов постоянно растет, и они успешно развиваются наряду с крупными и известными компаниями. Однако, учитывая масштабы нашей страны, мы никогда не сможем самостоятельно разработать все технологии и получить навыки, которые необходимы, чтобы быть конкурентоспособными на международном рынке. Поэтому мы с радостью приглашаем лучших иностранных специалистов и открыты к внедрению передовых технологий из других стран. Люксембург, известный своим благоприятным бизнес-климатом, предлагает отличные условия для тех, кто занимается разработкой, тестированием и продажей инновационных решений для европейского рынка. Национальное агентство инноваций Люксембурга Luxinnovation тесно сотрудничает с Министерством экономики и Торгово-промышленной палатой, оказывая поддержку международным компаниям, которые хотят узнать, какие преимущества они получат, открыв офис в Люксембурге.

 

По прогнозам Еврокомиссии, к концу 2020 года доля инновационных предприятий в ВВП ЕС составит 3 %. Какова их доля в экономике Люксембурга на сегодня и каков Ваш прогноз на будущее?

В Люксембурге львиная доля расходов на НИОКР всегда приходилась на промышленность. Однако в последние десятилетия государство инвестировало очень большой объем средств в первоклассные научно-исследовательские центры и инфраструктурные объекты, которые могут быть использованы как компаниями, так и научными институтами. Кроме этого, правительство предоставляет серьезную поддержку тем компаниям, которые инвестируют в программы и проекты НИОКР, чтобы взять на себя часть технологических рисков. Пока уровень совокупных расходов на НИОКР в национальной экономике составляет менее 3 %. Однако, учитывая прекрасные темпы экономического развития Люксембурга и самый высокий в мире ВВП на душу населения, в будущем объем этих расходов, конечно, может измениться. 

 

Будет ли у Европы своя Кремниевая долина? Нужна ли она вообще? Если нужна, что препятствует ее созданию?

Кремниевая долина является и останется уникальным феноменом, который невозможно воспроизвести ни в каком другом месте. На мой взгляд, появление новых инновационных экосистем зависит от конкретной среды и основных игроков. Европейский рынок отличается довольно высокой степенью фрагментации. Здесь уже есть ряд основных хабов, привлекающих стартапы и технологические компании. Среди них такие города, как Берлин, Париж, Лондон и Амстердам. Для только зарождающихся технологических центров основная сложность заключается в установлении эффективных взаимоотношений с такими хабами. По своим размерам экосистема, созданная в Люксембурге для стартапов, вряд ли может сравниться с экосистемой уже признанных инновационных городов, однако международное сотрудничество всегда имело огромное значение для Люксембурга. Небольшие размеры внутреннего рынка во многом объясняют стремление люксембургских стартапов к выходу на международные рынки на самых ранних этапах, и мы готовы оказать им в этом всестороннюю помощь. 

 

Каков вклад российских компаний в европейскую индустрию инноваций? В каких областях участие России может быть более широким, чем сегодня?

Россия всегда считалась центром высоких достижений в науке и образовании. Наше сотрудничество с Фондом «Сколково» ясно продемонстрировало успехи России в области передачи коммерческому сектору знаний и опыта научно-исследовательских организаций. Синергетический эффект сотрудничества между нашими странами очевиден. Так, например, в Люксембурге расположены европейская штаб-квартира компании-резидента «Сколково» «Анизопринт» и совместное предприятие другой сколковской компании — «ЭкзоАтлет». С другой стороны, люксембургская компания G-Core Labs, которая является провайдером комплексных облачных решений, стала участником сообщества «Сколково» и намерена развивать свою деятельность в России и странах СНГ, привлекая талантливых ИТ-специалистов на местном рынке труда. Очевидно, что европейская промышленность также выиграет от сотрудничества с российскими компаниями в таких областях, как технологии четвертой промышленной революции, искусственный интеллект и кибербезопасность. Кроме этого, Люксембург является привлекательным рынком для компаний, занимающихся финансовыми технологиями.

 

Что Вы ждете от клуба «Ф91 Дюделанж» на матчах группового этапа Лиги Европы УЕФА?

Учитывая, что население Люксембурга составляет чуть более 600 тысяч человек, я думаю, что просто отлично иметь свою команду, вошедшую в состав участников матчей этого этапа! Было бы здорово оказаться в одной группе с московским ЦСКА, чтобы наши страны встретились и на спортивной арене, но, к сожалению, результаты жеребьевки оказались иными. Я желаю нашей команде всего наилучшего. Я уверен, что атмосфера следующих матчей с участием люксембургских футболистов, будет напряженной.

 

Регистрация на встречу >>>


Please, sign up or sign in to leave a comment.