Руководитель службы управления проектами «РЖД Интернешнл» и ментор «Сколково» Борис Аксёнов анализирует институт менторства изнутри. 

 

Был ли у вас самого ментор?

Формализованный – нет, но необязательно, чтобы у человека был бэджик «ментор», чтобы посоветоваться при принятии решений. В жизни каждого человека есть неформальный ментор: родители, друзья, учителя, даже дети, если повезёт – начальник. Любой человек, в той или иной степени, стремится к снижению риска при принятии решения, соответственно, хочет получить совет от кого-то, кому доверяет.
 

Что мотивирует людей попробовать себя в этой роли?

Даже пирамида Маслоу, которая, в первую очередь, основана на психологии, предусматривает, что когда человек накопил багаж знаний, возникает желание ими поделиться. Лично мне в принципе интересна сфера образования, которой я посвящаю много времени: создаю образовательные программы, пишу статьи, читаю открытые лекции. Для меня это вроде социальной нагрузки. Менторство, может иметь под собой бизнес-интерес, эмоционально лежит именно в этой плоскости.
 

Есть ли универсальные методы успешного ведения бизнеса?

Каждый продукт, выходящий на рынок, – уникальный организм. Отдельные задачи, конечно могут быть автоматизированы и даже решаться искусственным интеллектом, но комплексный подход пока требует много интуиции в силу большого количества релевантных факторов.
 

Можно ли сравнивать ментора с университетским преподавателем?

Нет, ментор – не тренер и не учитель, у него нет задачи научить как сделать правильно, по учебнику, он своего рода бизнес-критик. Его задача: задавать правильные вопросы, которые сформируют правильные мысли в голове предпринимателя. Ведь именно он в любом случае несёт 100% риска. И ментор с ним этот риск никогда не делит!
 

Борис Аксёнов

 

Стоит работать с одним наставником или лучше чередовать нескольких?

На разных стадиях проекта ментор должен выполнять разные функции. При обсуждении идеи от ментора требуется задать правильные вопросы, которые позволят грамотно упаковать идею и посмотреть на нее с разных сторон: от стратегии до перечня практических шагов. В ходе проработки бизнес-плана от него нужна поддержка самой идеи, это некая комбинация психологии и практики, ментор может дать толчок, придать уверенность. Когда уже есть реальный продукт для вывода на рынок, ментор помогает организовать сеть необходимых контактов (для этой стадии идеальны менторы из отрасли, к которой относится продукт). В ходе фандрайзинга ментор помогает сформировать пул потенциальных инвесторов. Если один человек обладает экспертизой, позволяющей делать всё это самому – можно спокойно никого больше не искать, но так бывает не всегда.
 
 

Сколько времени ментор должен выделять на проект?

Менторство можно разделить на два этапа – знакомство с продуктом, и это какое-то разовое время: изучение бизнес-идеи, проектной документации, встречи, погружение в предметную область. У меня на первом этапе три базовых вопроса: кто вы, что вас привело к этой идее и чего вы от неё ждёте? Если идея принята, то дальше идет стадия управления проектом. Моя практика показывает, что на проект надо минимум час в неделю. Больше имеет смысл, – если планируешь стать инвестором проекта. Но тут важный момент: ментор остается таковым только до того момента, пока не вкладывает собственные средства в бизнес. После – он уже инвестор.
 

Менторство оплачивается?

На эту тему пока идут дискуссии, этот институт у нас ещё молодой. Возможно каким-то образом время ментора и будет оплачено, чтобы повысить эффективность процесса. К этому хорошо бы добавить инструмент рейтингования менторов и иные элементы контроля. И всё же ключевым элементом взаимоотношений между предпринимателем и ментором всегда будет доверие.
 

 

 


Борис Аксёнов – родился в 1980 году в Воркуте. Окончил Петербургский государственный университет путей сообщения по специальности «Бухучет и аудит». Кандидат экономических наук. Имеет дипломы EMBA: Rotterdam School of Management и Академии народного хозяйства, а также сертификат профессионального управляющего инвестиционными проектами IPMA. В 2013 году получил бронзовый диплом на открытом российском конкурсе «Лучший проект года».
 
В Российских Железных Дорогах с 2002 года. За время в компании Аксёнов реализовал ряд проектов в области автоматизации. С прошлого года – руководитель службы управления проектами и советником по финансовым вопросам инжениринговой компании «РЖД Интернешнл». Параллельно – советник при ректорате Российского государственного социального университета и ментор Сколково.

Please, sign up or sign in to leave a comment.