29 апреля в Калининграде завершился беспрецедентый для рынка инноваций и венчурных инвестиций проект российских институтов развития – Russian StartUp Tour.
С 18 марта по 29 апреля эксперты и менторы провели встречи в 15 российских городах, в которых приняли участие более 3,5 тысяч молодых предпринимателей, ученых, авторов инновационных проектов.
Организаторами Russian StartUp Tour выступили Фонд «Сколково», Зворыкинский проект, ОАО «РВК», в партнерстве с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; Московской школой управления «Сколково»; предпринимательским сообществом «Сколково»; Сколковским институтом науки и технологий (Сколтех); ЗАО «ВТБ Капитал»; Технопарком «Сколково»; Агентством Стратегических Инициатив (АСИ); Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР); ведущим бизнес-акселератором Финляндии Startup Sauna; Федеральным конкурсом университетских технологических проектов «Кубок Техноваций». Проект осуществлялся при поддержке Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Федерального агентства по делам молодежи.
Для участия в тренинговых мероприятиях Russian StartUp Tour региональными стартапами было подано свыше 600 инновационных проектов, 146 проектов прошли презентацию и обсуждение на коучинг – сессиях. Стартап-команды этих проектов получили приглашение принять участие в федеральных мероприятиях организаторов и партнеров Russian StartUp Tour, многие из стартапов – предложения от институтов развития по дальнейшему продвижению и привлечению финансирования.
Кооперация российских институтов развития в стимулировании предпринимательской активности, повышении качества и уровня инновационных проектов молодых российских предпринимателей успешно развивается на российском рынке инноваций уже несколько лет. За это время между российскими институтами развития заключен ряд партнерских соглашений, реализованы совместные общенациональные отраслевые проекты и мероприятия, призванные сформировать динамичную эффективную систему инновационного лифта - начиная с межвузовских и инновационных центров и специализированных кафедр при российских вузах и заканчивая выходом молодых компаний на международный высокотехнологичный рынок. Наиболее ярким событием, организованном на партнерских началах российскими институтами развития, стал Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации», состоявшийся впервые в октябре 2012 года, вызываший широкий общественный резонанс и ставший ярким событием на международных высокотехнологичных рынках.
Задача, которую поставили перед собой организаторы и партнеры Russian StartUp Tour – заложить основу для системного, качественного поиска и продвижения новых проектов из регионов, преодолеть инертность талантливых региональных авторов инноваций, показать им весь спектр возможностей, которые сегодня существуют на рынке для развития инновационных проектов – от обучения стартап-команд, юридической, инфраструктурной поддержки, до финансирования на всех стадиях проекта. Для реализации этих задач программа Russian StartUp Tour в каждом городе включала презентации организаторов и партнеров проекта, где эксперты рассказывали подробно, как и на какой стадии проекта стартап-команды могут использовать ресурсы институтов развития. Для этого презентационная программа была разбита на блоки «Продвижение», «Образование», «Финансирование», в которых рассматривались конкретные инструменты и сервисы для стартапа, прорабатывались вопросы из зала, касающиеся в основном условий сотрудничества и критериев, по которым институты развития определяют возможность и форматы совместной работы со стартапами.
В программе мероприятий Russian StartUp Tour приняли участие Набережные Челны, Уфа, Тюмень, Омск, Самара, Владивосток, Красноярск, Томск, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Астрахань, Калуга, Белгород, Калининград. Критериями для выбора городов, принявших участие в Russian StartUp Tour, стали высокий уровень предпринимательской активности, в том числе, участие региональных стартапов в федеральных конкурсах и проектах; проактивная позиция региональных и муниципальных властей, реализующих программу поддержки молодежного инновационного предпринимательства; активная вузовская среда; географическое расположение городов, позволяющих предпринимателям из соседних регионов принять участие в Russian StartUp Tour по всей России.
Не случайно принимающими площадками практически во всех регионах стали отраслевые технопарки и вузовские бизнес-инкубаторы. А наиболее активными и заинтересованными участниками – студенты старших курсов профильных вузов и молодые ученые, начинающие или развивающие собственные высокотехнологичные проекты.
Подводя предварительные итоги проекта, хедлайнер Russian StartUp Tour, советник президента Фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен отметил, как сильно изменилась ситуация в российских регионах за пять лет, с того момента, как он впервые начал работать с российскими стартапами: «Не было города, который бы нас чем-нибудь не удивил – мощными проектами, активным стартап-сообществом, сильной академической базой или инфраструктурой. Но самое главное – значительно повысился интерес к инновациям среди молодежи. В каждом городе нас встречали полные залы молодых предпринимателей, мы дали более 150 интервью и комментариев региональным журналистам, мы ответили более чем на 400 вопросов из зала, и все эти вопросы были практическими, профессиональными, с прицелом на конкретный результат. В них чувствовалась мотивация людей формировать свое будущее, вне зависимости от места проживания и стартовых условий».
Эксперты Russian StartUp Tour, проводившие коучинг-сессии, отметили несколько особенностей строительства системы продвижения инновационных проектов в регионах. В большинстве случаев авторы сильных, интересных проектов – не «самородки», а действующие резиденты технопарков и бизнес-инкубаторов, созданных при поддержке региональных властей или на базе профильных вузов. Кроме того, регионы отличаются тематическим разнообразием проектов, которое зависит от приоритетов политики региональной власти, специфики промышленности региона. Так, например, Новосибирская область – это регион с мощной академической и научно-исследовательской базой и диверсифицированной промышленностью, поэтому ожидаемо сильными оказались разработки в областях химии, мед-био-фарма, нефтяной и газовой промышленности. В свою очередь в Омске есть сильный онкологический институт, и, соответственно, здесь эксперты увидели проекты по диагностике онкозаболеваний и новому медицинскому оборудованию.
Эксперты выделили и характерные для большинства региональных проектов проблемы. «Многие стартапы совершают одну и ту же ошибку – ориентируются со своим проектом на локальную аудиторию, на свой город, регион, не беря в расчет ни остальную Россию, ни мировые рынки. Разработчикам проектов нужно мыслить глобальнее, задавать себе вопрос: а как мою идею можно использовать в мировом масштабе?», – прокомментировал итоги коучинг-сессий генеральный директор федерального конкурса университетских технологических проектов «Кубок техноваций» Александр Брызгалов.
Еще одна характерная ошибка – отсутствие ориентированности на клиента, в данном случае, на инвестора, которому предприниматели должны «продать» свой проект. «Если работаешь с венчурными фондами, то и финансовая модель должна быть ясна. Не надо ее перегружать непонятными терминами. Весь бизнес работает на пальцах. Ты понимаешь, кому будешь продавать, сколько ты будешь продавать, кто у тебя дистрибьютор, знаешь максимальную торговую наценку. Эти цифры умещаются на одном листочке. И сразу видно, есть ли в проекте бизнес-составляющая», – говорит управляющий по инвестициям ФПИ «РВК» Михаил Харузин. Кроме того, региональные стартапы не всегда тщательно прорабатывают рынок на предмет уже существующих аналогов или подобных проектов, которые близки к реализации. Не случайно во время коучниг – сессий от экспертов часто звучали советы обратить внимание на того или иного игрока высокотехнологичного рынка, который уже масштабирует аналогичный или похожий продукт.
Менторы оценивали проекты, исходя из универсальных рыночных критериев, однако каждый институт развития сделал свои находки в регионах. Сергей Блинцов, руководитель Зворыкинского проекта, сообщил, что по итогам Russian StartUp Tour минимум 15 из представленных проектов в этом году получат помощь в рамках Зворыкинского проекта в виде обучения, экспертизы, а также стартовых микрогрантов. Проекты на посевной стадии, которые признаны перспективными для венчурного инвестирования, получат финансирование ФПИ «РВК» после проведения дополнительных экспертиз. Отдельные компании приглашены стать резидентами «Сколково». «Кому-то мы оставляли свои контактные данные, но с наиболее интересными стартапами по приезду в Москву будем связываться сами. Если проект «живой», «горячий», финансировать его нужно, не теряя времени, искать под него инвесторов, бизнес-ангелов, пока этого не сделали другие», – сказал Михаил Харузин.
Наибольшее количество проектов Russian StartUp Tour предложено в сфере IT и решений для бизнеса (63) и в области приборостроения (36). Были также представлены проекты в сфере здравоохранения (12) и технологий образования, энергетики, автомобилестроения, пищевой промышленности, растениеводства.
Суммарный объём запрошенных молодыми предпринимателями инвестиций составил более 1, 8 млрд рублей. Впрочем, после коучинг-сессий и индивидуальных консультаций с экспертами многие участники решили пересмотреть свою бизнес-модель. По словам самих авторов инновационных разработок, они приняли участие в коучинге не только с целью привлечения инвестиций. Дмитрий Лопатин, аспирант кафедры «Радиофизика и нанотехнологии» Кубанского государственного университета, автор проекта «Гибкие солнечные батареи на квантовых точках», презентованного на Russian StartUp Tour в Ростове-на-Дону, отметил, что для него гораздо важнее обратная связь от экспертов: «На данном этапе нашему проекту необходимо 1,2 млн. рублей, и, естественно, мы ищем эти средства. Но важна и нефинансовая поддержка. По результатам своей презентации я понял, что еще нужно сделать. Очень обнадежило высказывание экспертов о том, что мой проект можно реализовать за полгода. Плюс, я нашел во время встречи человека, который тоже занимается пьезоэлементами и с которым мы, возможно, будем работать вместе».
Важным результатом Russian StartUp Tour стало формирование в регионах стартап-сообществ, призванных объединить молодых талантливых предпринимателей и авторов инновационных проектов, инвесторов, представителей технопарков, ведущих региональных вузов и научных институтов. «В каждом из 15 городов Агентство стратегических инициатив проводило бизнес-игры, куда приглашались молодые люди, пока не имеющие собственного проекта, но желающие внести свой вклад в инновационное развитие своего города, – прокомментировал результаты проекта один из бессменных экспертов Russian StartUp Tour, руководитель направления «Молодые профессионалы» АСИ Денис Гусев. – Мы предлагали ребятам совместно определить проблемы формирования регионального молодежного предпринимательского сообщества, а затем выстроить дорожную карту его развития. Самыми активными городами оказались Уфа, Астрахань, Белгород, – там эта система уже работает. На будущее мы планируем разрабатывать новые форматы, предназначенные для сообществ уже на новой стадии их развития».
Руководитель Зворыкинского проекта Сергей Блинцов отметил, что дальнейшее объединение и взаимодействие стартапов в единое предпринимательское сообщество будет происходить на площадке специального веб-сайта. «На сайте www.startup-club.pro формируются страницы всех региональных коммьюнити, которые станут центром взаимодействия всех проектов и команд, а также источником информации о важных мероприятиях. Сейчас их уже около 30. Наш тур проходил в 15 регионах, но, что интересно, еще столько же сообществ сами обратились к нам и изъявили желание организоваться».
Антон Бобринев, менеджер Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, подводя итоги Russian StartUp Tour, в котором Фонд содействия выступил как партнер и один из ключевых консультантов при выборе региональных площадок, выразил надежду на продолжение историй успеха региональных стартапов: «В каждом регионе, где проходили мероприятия Russian StartUp Tour, многие стартап-команды участвовали в основных программах Фонда «УМНИК» и «СТАРТ». Но, закончив одну из программ Фонда, молодые предприниматели не всегда знают, куда идти дальше. В каждом своем выступлении я делал акцент на «инновационный лифт» институтов развития, в рамках которого проект может получить поддержку на всех стадиях. Пока «лифт» не работает в автоматическом режиме. Поэтому такая консолидация представителей институтов развития, как на проекте Russian StartUp Tour крайне важна, встречи дают возможность авторам инновационных проектов понять, на каком этапе и куда им нужно обращаться за поддержкой. И если хотя бы десяток проектов, получивших поддержку Фонда содействия, после Russian StartUp Tour найдут поддержку от других институтов развития то это, безусловно, будет успехом для нас».
Russian StartUp Tour дал новый импульс развитию предпринимательства во всех технологических направлениях в России, считает заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Марк Шмулевич, который работал совместно с экспертами Russian StartUp Tour на площадках российских городов. «Популяризация предпринимательства в высокотехнологичных областях, в первую очередь в области IT, – крайне важное направление работы государства. Нам нужно вовлечь как можно больше молодых людей в процесс создания своего высокотехнологичного бизнеса. Важно дать молодым людям понимание имеющихся у них возможностей на этапе выбора их первоначальной карьеры. И мероприятия Russian StartUp Tour, безусловно, вписываются в эту концепцию. Вместе с тем это должно быть только одним из цикла мероприятий, которые помогут вовлечь молодежь в процесс разработки и коммерциализации инноваций».