Российский инновационный препарат от рака крови вступает в третью фазу клинического исследования


Само исследование, а также регистрацию и коммерциализацию препарата PF-114, разработанного компанией «Фьюжн фарма» (резидент «Сколково»), возьмет на себя «Фармасинтез»: компании подписали лицензионное соглашение.

«Хронический миелолейкоз — один из видов рака крови,— рассказывает Гермес Чилов, генеральный директор компании “Фьюжн фарма”.— Заболевание орфанное, то есть редкое. Заболеваемость примерно десять человек на миллион в год. В России ежегодно прибавляется около тысячи новых пациентов, а всего в нашей стране этой болезнью страдают около 10 тыс. человек».

Гермес Чилов, генеральный директор компании “Фьюжн фарма”.

Болезнь уникальна тем, что практически за всеми известными случаями стоит одна и та же генетическая поломка, приводящая к образованию фьюжн-белка, или химерного белка, который называется Bcr-Abl. В норме у человека такого фьюжн-белка не существует, но именно его образование в результате генетической поломки приводит к хроническому миелолейкозу. Выявление Bcr-Abl и гена, который его кодирует, стало большой победой молекулярной биологии и открыло путь таргетной лекарственной терапии.

Таргетным препаратом первого поколения стал иматиниб. Он сразу показал высокую эффективность, позволив множеству пациентов жить жизнью здорового человека на протяжении минимум десяти лет. Но бывают случаи, когда фьюжн-белок накапливает вторичные мутации. В результате примерно у 50% пациентов с хроническим миелолейкозом развивается резистентность, нечувствительность к препарату первого поколения. Когда это выяснилось, появились лекарства второго поколения, но резистентность начала развиваться и к ним.

Эта проблема попала в поле зрения Гермеса Чилова в 2010 году, когда он с коллегами разрабатывал компьютерную программу для дизайна новых лекарств. Программа была готова, и команду, состоявшую преимущественно из людей с химическим образованием, вдохновила идея получить практический результат — самим разработать лекарство.

Выбрали хронический миелолейкоз, поскольку тут была понятна мишень — Bcr-Abl — и ясна научная постановка задачи: найти молекулу, которая была бы эффективна в отношении мутаций, вызывающих резистентность к препаратам первого и второго поколений.

«В то время за рубежом разрабатывался препарат третьего поколения понатиниб,— вспоминает Гермес Чилов.— Молекула, на наш взгляд, была недостаточно селективна, а значит, могла давать множество побочных эффектов. Мы хотели сделать молекулу третьего поколения более селективной, обладающей не только высокой эффективностью, но и безопасностью. Безопасность для хронического миелолейкоза особенно важна, поскольку цель лечения — обеспечить пациенту высокое качество и продолжительность жизни как у здорового человека, а если у него постоянно будет проблема с жизнеугрожающей токсичностью препарата, нормальной жизни не получится».

Нужную молекулу коллектив создал, используя собственные разработки в области дизайна лекарственных препаратов. «Про аналоги говорить сложно, потому что все лекарства от хронического миелолейкоза действуют по одному механизму — все они ингибиторы белка Bcr-Abl,— подчеркивает Гермес Чилов.— Отличия проявляются только на уровне структуры химического соединения: даже небольшие изменения в ней могут приводить к большим изменениям в свойствах лекарства. Наш препарат уникален по структуре и защищен патентом, но говорить, что у него нет аналогов, не совсем корректно».

Средство испытали на клеточных моделях и животных и в 2016 году подошли к первой и второй фазам клинического исследования, в ходе которого была выбрана доза с оптимальным соотношением эффективности и безопасности.

В третьей фазе, в ходе которой планируется исследовать достижение так называемого большого молекулярного ответа, то есть эффекта терапии, когда количество онкогена в крови пациента снижается в тысячу раз, было решено привлечь партнера, который не только помог бы с проведением исследования, но и стал бы в дальнейшем продавать препарат. Сотрудничество с «Фармасинтезом» выглядит вполне логично. Во-первых, компания сама проявила большой интерес к проекту, во-вторых, у нее есть свои производственные площадки, в-третьих, накоплен богатый опыт коммерциализации различных препаратов в госпитальном сегменте российского рынка.

«Фармасинтез» станет продавать препарат в странах ЕАЭС. «Фьюжн фарма» будет заниматься его продвижением в других странах.

     

Источник: kommersant.ru