Мысли человека, его реальные оценки и реакции на те или иные события остаются закрытыми для остального мира. Это позволяет людям не говорить того, о чем они действительно думают. Почему лгать — не так плохо, рассказываем в материале «Слово и Дело».


Технологический прогресс настигает различные сферы жизни, появляются исследования, направленные на изучение мозга, эмоций и поведенческих моделей человека. Наука идет в сторону избавления общества от тайн. Уже возникают новости о том, что Искусственный интеллект научился определять уровень одиночества по речи человека, как бы он не хотел скрыть это чувство во время тестирования. Или о том, что Сбер внедрил технологию для анализа эмоций людей, чтобы распознавать должников — алгоритм оценивает спектр эмоций от нейтральных чувств до уныния и раздражения. А в Дубае в 2021 году полиция смогла определить среди подозреваемых преступника, проанализировав электрическую активность его мозга.

Все эти открытия весьма полезны для человечества. Однако для него также полезна естественная защитная реакция — ложь. И так как технологии продолжают развиваться в этом направлении, со временем лгать будет сложнее. А то и вовсе невозможно. Профессор Шанхайского научно-исследовательского института вычислительной биологии, профессор Сколковского института науки и технологий Филипп Хайтович поделился с изданием «Слово и Дело» своим мнением о том, почему человек не может обойтись без лжи.

 Профессор Сколтеха Филипп Хайтович. Фото: Sk.ru

«Дело в том, что обман — это не какое-то индивидуальное человеческое качество. Наш мозг с точки зрения функционала заточен не только на общение с внешним миром, но и на общение в социуме, с другими людьми. Потому что если мы не можем выстроить социальные отношения, мы с эволюционной точки зрения не можем добиться успеха».

Речь не столько про ложь в привычном понимании. Человек не всегда говорит о том, о чем думает в первые секунды, он обрабатывает информацию и выдает ее в нужной форме — в приемлемом под конкретный случай и для конкретного человека обрамлении. К примеру, обращаясь к незнакомому человеку пожилого возраста, мы все равно назовем его «мужчина» или «женщина», зная, что на определение «бабушка» или «дедушка» он может среагировать негативно. Это не сколько про ложь, сколько про уважение. Контроль над собственными мыслями и эмоциями помогает людям социализировать, выстраивать положительные отношения с коллегами, заводить семью.

«Ложь, обман — это один из элементов действия, когда мы, понимая ментальное состояние человека, пытаемся им манипулировать. И это не всегда плохо, например, мы пытаемся вызвать у него положительную реакцию на себя. Это есть и у других приматов, но у человека это выражено наиболее ярко».

Нейробиолог сомневается, что человечество сможет когда-либо отказаться от этой поведенческой модели. Каждый раз, когда происходит коммуникация между людьми, оба человека пытаются понять, что думает второй. И пытаются предугадать, как их слова и поведение повлияет на развитие и результат этой коммуникации, на ментальную активность второго участника диалога.

«Это повседневное, ежеминутное свойство нашего мозга. А если говорить про исследования, которые помогают распознавать преступников, например — это совсем другой масштаб явления. Мы не можем сравнивать повседневные явления с анализом редких событий. Это совсем другая шкала».

Осознавая этот факт, ни один человек добровольно не пойдет на то, чтобы его мысли и эмоции ежеминутно анализировал какой-либо алгоритм. Даже несмотря на то, что уже сегодня люди добровольно делятся личными данными через мобильные телефоны, предоставляя информацию о местоположении, своих контактах и прочее, тайны человеческого мозга и личных мыслей, оценок и суждений должны оставаться для мира закрытыми. Это последняя граница, которая отделяет личное от достояния общественности. И она не должна быть разрушена.

     

Источник: slovodel.com