Женщины и акционеры в команде необходимы технологическим стартапам из российских регионов для выхода на международный рынок. Такое мнение высказал в интервью РИА Томск один из организаторов конкурса стартапов "Сколково" Startup Tour, председатель совета директоров Skolkovo Ventures, инвестор Пекка Вильякайнен.


Пекка Вильякайнен уже неоднократно бывал в Томске в предыдущие годы проведения Startup Tour. И в целом проехал по всем городам-участникам конкурса технологических стартапов. Традиционно Вильякайнен выступает в роли лектора, члена жюри и потенциального инвестора. 

Пекка Вильякайнен. Фото: Sk.ru

В преддверии конкурса он рассказал журналистам РИА Томск об ожиданиях организаторов и сформулировал топ-5 навыков для вывода стартапа "в большой мир".

– По вашим наблюдениям, есть ли в нашей стране "месторождение" успешного бизнеса – регион, из которого выходят наиболее жизнеспособные бизнес-идеи и талантливые предприниматели?

– Еще лет 10 назад я бы мог выделить такую зону, но сейчас различия между регионами не столь существенные, они постепенно стираются. В том числе и благодаря системной работе, которую мы проводим. Когда я говорю "мы", я имею в виду технопарки, университеты и другие организации. Регионов, где сложились хорошие условия для стартапов, стало гораздо больше.

В качестве примера: как раз где-то 10 лет назад мои друзья в Москве говорили, что для бизнеса в России есть Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Казань. Я, конечно, уже тогда знал и про Томск, и про Владивосток. Но, тем не менее, друзья были правы.

Сегодня ситуация другая. Если в 2021 году посмотреть, откуда появляются резиденты "Сколково", то это вся Россия – они более-менее ровно распределены по всем регионам.

Компании, которые уже стали или готовятся стать "единорогами" с миллиардной капитализацией, возникают по всей стране – в Якутии, Калининграде. Я инвестировал семь лет назад в томскую компанию Bombsquare и получил очень хороший доход. Эта команда объединилась с калининградской Panzerdog, а Mail.ru потом купил объединенную компанию. Сделка почти на 35 миллионов долларов.

Думаю, что успех в том или ином регионе тесно коррелирует с активностью общества в этом субъекте РФ – это университетское сообщество, ректоры вузов, бизнес-ангелы и вообще в целом сообщество, которое поддерживает стартапы и инновационные движения. В частности, Якутия и Томск являются очень ярким тому примером – там активно говорят об инновациях и стартапах.

Таким образом, на мой взгляд, "месторождений" успешных стартапов, о которых вы спрашиваете, в России стало существенно больше за последнее время.

– По вашей оценке, какую именно роль сыграли "Сколково" и Startup Tour в этих положительных изменениях?

– Я помню, когда мы начинали нашу работу 10 лет назад, я дал интервью в Томске. И первый вопрос был: "Что такое стартап?". Были вопросы по фонду "Сколково": "Что это? Молодежная программа? Вы так пытаетесь молодежь занять?". Я объяснял, что на самом деле это бизнес, где предпринимательство – это создание высокотехнологичных рабочих мест, в том числе и в Томске.

За эти прошедшие годы "Сколково" оказало огромное влияние на изменение отношения к стартапам и технологическому бизнесу. Наша идея состоит в том, чтобы вовлечь в бизнес всех – мам, пап, бабушек, дедушек. Чтобы они говорили своим детям, что начинать свое дело – это очень хорошо.

На этом нужно делать акцент, потому что исторически в России сложилось негативное отношение к бизнесу и к открытию частных компаний. Как правило, люди говорят, мол, нет, лучше работать на кого-то. В Финляндии то же самое. Мои бабушка и дедушка говорили: "Пеккушка, тебе нужно найти хорошую работу в большой корпорации, лучше всего в Nokia". Но я выбрал свой путь.

Я считаю, что тут нужно с ментальной точки зрения менять ситуацию – внушать людям, что они могут начать свой бизнес. Россия создала конкурентную систему налогообложения, есть разные структуры для создания стартапов, технопарки, венчурные фонды. Сегодня ничего не мешает человеку начать свой бизнес. Вот для этого фонд "Сколково" и был создан – чтобы создавать такие возможности.

Если перейти к фактам, то у нас в "Сколково" в экосистеме стартапов работают 40 тысяч человек со всей России. Одно рабочее место в высокотехнологичной сфере, как правило, дает мультипликативный эффект – от семи до восьми дополнительных рабочих мест. А значит, мы можем 40 тысяч умножить на семь или восемь. Это доказывает, что вклад "Сколково" в эту сферу огромен.

– Какие новые компании и проекты вы ждете в Startup Tour 2021?

– Хотелось бы увидеть людей, увлеченных тем, что они делают. Внутренняя страсть, вера в свое дело – важнейшие для меня моменты как для инвестора. Если говорить об отраслевом разрезе, то это проекты в сфере цифровизации, устойчивого развития и экологии. В горизонте инвестиций до 2030 года тема экологии будет всегда присутствовать, на это нужно обращать внимание.

По цифровизации: здесь вопрос в том, какие задачи ставит перед собой команда, потому что рано или поздно всему бизнесу придется автоматизировать свое дело.

Когда мы отбираем проекты, мы оцениваем бизнес-перспективу той или иной идеи, а не научный потенциал, потому что просто науку "съесть" нельзя. Только превратив фундаментальные разработки в бизнес, можно получить с этого прибыль и, соответственно, этим жить.

– По вашему мнению, какие идеи могут стать мировыми бизнес-"блокбастерами" сейчас, в период пандемии?

– В целом пандемия мало связана с технологичными стартапами. Но есть хорошие примеры по другим направлениям. В качестве примера приведу моего друга, который живет в Хельсинки. Его компания занимается разработкой тестов на COVID-19. Два года назад они были на грани банкротства, но сейчас американцы купили эту компанию за 700 миллионов долларов. Посмотрим, предложат ли предприниматели из России что-то, что свяжет пандемию и технологии.

В целом же, с точки зрения многих людей, пандемия помогла им в каких-то делах и сферах. Деловые встречи проходят виртуально, стоять в "пробках" не нужно, все приходят вовремя, включая больших начальников, которых раньше приходилось дожидаться в коридорах и очередях. Мир стал более цифровизованным и, соответственно, более наполненным возможностями в сфере бизнеса.

– Какие ваши рекомендации – топ-5 – для вывода стартапа на международный рынок?

– Первое – нужно хорошо понимать конкуренцию, в частности глобальное конкурентное окружение. Когда у нас есть Яндекс и Google, можно легко все это посмотреть и узнать, на кого мы нацеливаемся не только в России, но и в мире.

Второе – необходимо уметь компенсировать отсутствие у вас определенных навыков, ставя в команду людей, у которых эти навыки есть. Например, если руководитель и лидер стартапа является "технарем", то ему необходимы люди с бизнес-навыками. Не бойтесь брать в проект людей, которые умнее вас в чем-то.

Третье – внешние акционеры, которых нужно пригласить в компанию. В России почему-то есть некоторое нежелание приводить таких людей в проект. Тем не менее, это необходимо, потому что акционеры могут помочь стартапу не только деньгами, но и советом, участием, контактами.

Я начинал свое дело, свой первый стартап, когда мне было 13 лет. Без помощи людей со стороны я просто не смог бы достичь тех результатов, которых достиг, поэтому считаю, что такая система поддержки очень важна.

Четвертое – необходимо быть частью сообщества стартапов, потому что по книжкам или университетским курсам практике не научишься. Нужно вариться в этом соку, делиться друг с другом негативным и позитивным опытом. Для этого, например, 27 и 28 мая мы проводим в "Сколково" конференцию Startup Village.

Пятое – необходимо набирать в команду женщин. В сфере высоких технологий они лучше решают вопросы установления доверия, коммуникации, социальных связей. Нужные для этого навыки лучше развиты у женщин, чем у мужчин. Поэтому, если предприниматели считают, что в команде должны быть только "такие, как я" – парни из Томска, с одного универа, то это ошибка и заблуждение. Разнообразие в команде с точки зрения гендерного состава, возраста и навыков является его преимуществом.

***

Startup Tour — масштабный проект, направленный на развитие культуры технологического предпринимательства и выявление в регионах перспективных инновационных стартапов в России. С 2011 года он побывал более чем в 100 городах, эксперты рассмотрели свыше 15 тысяч заявок.

В 2021 году Startup Tour проводится онлайн и охватывает восемь городов — Тверь, Уфу, Самару, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Краснодар, Томск, Мурманск. Организаторы мероприятия – Фонд "Сколково" и АНО "Сколково Форум". Участие бесплатное - startup-tour.ru.

     

Источник: riatomsk.ru