Накануне всероссийского Startup Tour, который состоялся в Краснодаре 21 апреля, на вопросы о технологическом предпринимательстве в регионах вообще и на Кубани в частности ответил вице-президент по региональному и международному развитию Фонда «Сколково» Юрий Сапрыкин — выпускник Кубанского государственного университета и бывший депутат Законодательного Собрания Краснодарского края.


— Юрий, расскажите, какие в принципе существуют формы поддержки технологического предпринимательства в регионах?

— Если говорить о поддержке именно в региональной перспективе, в первую очередь это инфраструктура —технопарки, бизнес-инкубаторы, научные центры на базе университетов. Стартапам нужно где-то разместиться физически, чтобы у них в распоряжении были лаборатории, где они готовили бы прототипы, и т.д. Федеральные институты развития, в том числе и «Сколково», и наши партнеры, тоже работают в регионах. Они могут предоставлять стартапам свою экспертизу и менторскую помощь, где-то налоговые льготы, где-то гранты и микрогранты, но инфраструктурную поддержку обеспечивают именно регионы.

Вице-президент по региональному и международному развитию Фонда «Сколково» Юрий Сапрыкин. Фото: Sk.ru

За последние годы мы видим растущий спрос со стороны корпоративного сектора в части взаимодействия с инновационной экосистемой. Крупные компании ищут стартапы и инкорпорируют их разработки в свою технологическую цепочку. И они сосредоточены не только в столичном регионе. Небезызвестный вам «Магнит» —федеральная компания, но головной офис у нее в Краснодаре. Недавно они открыли в «Сколково» R&D-офис, активно сотрудничают с инновационным центром «Аквариум» в Краснодаре. Мы даем определенные преференции нашим индустриальным партнерам и с 1 января приняли решение, что они могут физически находиться не в «Сколково», а в регионах на базе наших операторов. Это должно дать определенный сигнал региональному бизнесу. Многие компании уже понимают: если ты не используешь инновационные технологии в своем бизнесе, ты рискуешь отстать.

— Региональные власти должны тоже как-то помогать технологическим компаниям? Или в регионах без поддержки местных властей ничего не сделать в принципе?

— Я думаю, что сегодня руководство любого региона заинтересовано в том, чтобы технологические компании развивались именно на их территории, а не уезжали в Москву, Питер и регионы-конкуренты. Для компании имеет значение, насколько быстро она может реализовать идеи и сделать бизнес. В этом смысле стартаперы легкие на подъем: если их что-то не устраивает, они спокойно переезжают туда, где более комфортные условия поддержки бизнеса. Поэтому, конечно, местные власти помогают, разрабатывая программы инновационного развития на региональном уровне, открывая бизнес-инкубаторы. Для стартапа, когда он делает первые шаги, важнее всего инфраструктура для роста. Монетарные формы поддержки тоже важны, но тут все зависит от бюджета региона.

— Инфраструктура, гранты, льготы — какая из названных вами форм поддержки наиболее эффективна?

— Нельзя утверждать, что какая-то форма более или менее эффективна, чем другая. Я считаю, что эти элементы равнозначные по своему влиянию, и в идеале все они должны присутствовать. Если какой-то элемент выпадает, стартап не получает полноценную поддержку. Другое дело, если говорить про примеры: безусловно, у каждого региона есть свои сильные компетенции, отличающие его от других. Например, Челябинск — это металлургия. В Казани традиционно сильная IT-школа, в Новосибирске — большой медицинский кластер в Академгородке, в Тольятти актуально всё, что связано с автомобилестроением, и так далее. Поэтому я бы делил формы поддержки не по эффективности, они все важные и нужные, а по такой вот региональной специфике.

— В этом году на Кубани появился региональный представитель Фонда «Сколково». Что означает эта должность? Какие полномочия у Максима Бурлачко? Это как региональный оператор, только физическое лицо?

— Да, все верно, по сути это наш амбассадор. Смысл экстерриториальности проекта «Сколково» в том, что резидентам не нужно переезжать в инновационный центр, чтобы получать те же виды поддержки. Не все компании могут и хотят переехать. Например, на Кубани одна из сильных отраслей — сельское хозяйство, а стартапам из этой отрасли важно находиться рядом со своей производственной базой, чтобы экспериментировать на полях. Но при этом еще не во всех регионах есть сильные технопарки, которые выступали бы нашими региональными операторами, поэтому мы и решили учредить институт представителей.

В Краснодарском крае большой потенциал по количеству резидентов «Сколково», который надо реализовывать, и важно, чтобы здесь находился человек, знающий, как эта система работает. Максим Бурлачко поддерживает стартапы в оформлении заявок на экспертизу, помогает им с навигацией по нашим сервисам, содействует резидентам из других регионов с поиском здесь партнеров. Например, недавно был хороший кейс с Краснодарским станкостроительным заводом имени Седина: одной московской компании он был интересен как уникальная производственная база, и сейчас они будут делать там пилотный проект.

— Юрий, как вы в целом оцениваете развитие технологического бизнеса в Краснодарском крае сейчас?

— Я сам долгое время в Краснодарском крае жил и работал, окончил факультет прикладной математики Кубанского госуниверситета и неравнодушен к региону. Я не понаслышке знаю, что тут большой потенциал с хорошей академической средой и сильным сельскохозяйственным кластером. Именно поэтому в регионе появился наш официальный представитель. Местным компаниям мы тоже интересны: у нас уже 20 участников из Краснодарского края. Работаем над тем, чтобы с каждым годом система «Сколково» становилась на Кубани все больше.

— Что стартаперы могут делать самостоятельно, чтобы их инновации стали востребованы на региональном уровне? Могут ли они в принципе справиться сами, или это утопия?

— Стартаперы, безусловно, все делают сами, это же в первую очередь их бизнес. Но технологический бизнес все-таки очень специфический, важна скорость развития, именно поэтому задача «Сколково» — и на федеральном уровне, и в консолидации с регионами — помогать стартаперам, чтобы они быстрее росли, не отставали от рынка, конкурентов, спроса. В том числе на международной арене. У нас хорошая компетенция по выводу на мировые рынки — порядка 300 резидентов получают валютную выручку. Сегодня, если ты делаешь стартап, не нужно ограничиваться Россией. Необходимо мыслить глобально.

     

Источник: yugtimes.com