Также с помощью его теоретической модели можно предсказывать и волны, которые возникают в каналах и других замкнутых водоемах


Андрей Пушкарев.

Российский ученый создал теоретическую модель, чтобы прогнозировать возникновение "волн-убийц". Благодаря этому судоходство можно сделать гораздо безопаснее. Результаты исследования опубликовал научный журнал Ocean Dynamics, кратко об этом пишет пресс-служба Сколковского института науки и технологий.

Прогнозировать состояние морской поверхности очень сложно. От успешного решения этой задачи зависит не только безопасность сооружений, но и жизнь людей. Модели, которые используют ученые, далеки от совершенства, хотя у них и есть множество настраиваемых параметров, благодаря которым прогноз можно сделать достаточно точным.

По словам создателя новой модели, старшего научного сотрудника Сколтеха и Физического института им. П. Н. Лебедева РАН Андрея Пушкарева, ситуация осложняется наличием береговых линий – в каналах и проливах волны ведут себя совсем не так, как в открытом море. Ученый доказал это, смоделировав процесс формирования волн в проливе, аналогичном проливу Ла-Манш.

"Береговые линии создают неоднородность, которая выражается в наличии перепада между нулевым значением распределения энергии волн на границе береговой линии и ненулевым значением на некотором удалении от берега. Наличие этого перепада приводит к возникновению адвекции волн (переноса в горизонтальном направлении – прим. ТАСС), что в совокупности с нелинейным взаимодействием между волнами создает весьма необычный эффект: формирование волн в направлении, перпендикулярном направлению ветра", – объяснил Пушкарев.

Результаты исследования могут пролить свет на природу таких явлений как сейши – стоячие волны, которые взоникают в частично замкнутых водоемах и создают серьезные проблемы для движения судов в портовых акваториях. Также модель Пушкарева показывает, что корректный учет турбулентности при наличии береговой линии позволит прогнозировать возникновение так называемых волн-убийц – спонтанно возникающих гигантских поверхностных волн, представляющих серьезную опасность даже для больших судов.

      

Источник: nauka.tass.ru