Разработчики из Якутии создают приложение Planty Go для детей с церебральным параличом. Благодаря этой разработке команда стартапа «Кинестетика» поможет тысячам больных церебральным параличом не только в Якутии, но и в других регионах России, а также за границей. Подробности — в материале News.Ykt.Ru.


Как появилась идея игры

Главный персонаж мобильной игры — листочек Плэнти, которому дети помогают спасти волшебную рощу и завести новых друзей. Перед началом игры ребенок надевает нагрудный крепеж с закрепленным в нем смартфоном, на котором запущено приложение. Сама игра транслируется через облачный сервер на втором устройстве — ноутбуке, компьютере, планшете или телевизоре. Дети помогают главному герою проходить испытания и для этого делают упражнения — наклоны вперед, назад и вбок. Наклоны тела считывает акселерометр в сотовом и передает данные на облачный сервер.

«Детям с церебральным параличом необходима постоянная физическая реабилитация, — объясняет основатель стартапа Николай Сыромятников. — Им нужно заниматься лечебной физкультурой каждый день. К сожалению, ребенок может потерять интерес к однотипным упражнениям, какими бы полезными они ни были. Поэтому мы решили геймифицировать их, чтобы дети занимались с интересом».


Николай Сыромятников и Евгений Самошкин рассказывают об игре Planty Go.

 

Николай по образованию врач. Он окончил Медицинский институт СВФУ, прошел там же ординатуру и стал врачом-неврологом. Сейчас работает неврологом в Региональном сосудистом центре — в отделении для пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения.

Идея создать реабилитационную игру появилась у Николая в 2018 году. «На эту идею меня натолкнула стабилометрия (способ количественного исследования функции равновесия у человека с помощью специальной платформы, — от автора). Я думал над тем, каким доступным и удобным инструментом можно заменить стабилоплатформу, чтобы пациент мог пользоваться им в любом удобном ему месте. Сейчас практически в любом смартфоне есть акселерометр, причем неважно, сколько стоит телефон — 7 или 50 тысяч. Тогда я и решил, что было бы интересно создать цифровую платформу, которая развивает постуральную устойчивость».

Дорогостоящая стабилометрия со всем необходимым оборудованием требует, чтобы рядом был квалифицированный специалист. А серия игр Planty Go, по задумке ее создателей, позволит эффективно дополнить реабилитацию в домашних условиях.

В 2018 году Николай участвовал в конкурсе по разработке биотехнологических проектов BIOHackathon-2018 и представил проект приложения по реабилитации больных. Изначально целевой аудиторией игры были люди, перенесшие инсульт. В 2019 году врач стал участником акселератора B8. Тогда же к нему присоединился Евгений Самошкин в качестве продуктового менеджера, а чуть позже — программисты Гаврил Аврамов и Кирилл Самошкин.

«В прошлом году мы решили поменять целевую аудиторию, — говорит Николай Сыромятников. — Мы провели исследования и увидели, что люди в возрасте, перенесшие инсульт, не проявляют особого интереса к реабилитации в форме игры. Они воспринимают это как забаву для молодых и сомневаются, что видеоигры могут принести какую-либо пользу их здоровью. Поэтому мы решили протестировать нашу разработку с детьми с ДЦП. Им и их родителям очень понравилась игра. Тогда мы поняли, что будем работать в этом направлении». 

В будущем разработчики не исключают, что вернутся к тому, с чего начинали. Они рассчитывают, что смогут со временем подобрать подходящий формат игровой реабилитации и для людей, которые восстанавливаются после инсульта и других болезней.

«Мы геймифицировали рутинные упражнения из ЛФК»

Перед тем как начать разрабатывать игру, команда проанализировала более 200 медицинских исследований. Николай и Евгений изучали, как видеоигры используются в реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ДЦП. Следующим этапом стала подготовка прототипа видеоигры, соответствующей рекомендациям по эффективности и безопасности.

Разработчики тесно общаются с родителями детей с ДЦП. Работа с ними была многоэтапной. Сначала Николай и Евгений провели опросы, затем — глубинные интервью, позже дети стали тестировать игру и делиться впечатлениями.

Также команда консультируется не только с практикующими неврологами из Якутии, но и с ведущими специалистами из сфер реабилитации, неврологии и геймификации из других городов и стран.

О стартапе «Кинестетика»

В 2018 году автор проекта Николай Сыромятников принял участие в BIOHackathon. В 2019 году разработчики стали участниками акселератора B8 в Якутске. В том же году команда стала победителем конкурса Global Fitness Evolution в Москве. В прошлом году «Кинестетика» участвовала в Startup Village и «Старт-SUV» в Москве. В январе 2020 года якутяне заняли первое место в треке «Биотехнологии в медицине и сельском хозяйстве и третье место в общем финале в Startup Tour во Владивостоке. В 2019 году стартап «Кинестетика» стал резидентом технопарка «Якутия», а в этом году — инновационного центра «Сколково».

«Мы геймифицировали рутинные упражнения из ЛФК, — рассказывает Евгений. — Они укрепляют мышцы туловища и пресса. Это помогает ребенку более устойчиво стоять и держать осанку. Дети с азартом играют и не воспринимают это как скучные упражнения, которые их заставляют делать взрослые. Хотя со стороны это выглядит как простые наклоны тела в разные стороны, такие упражнения задействуют одни из самых важных мышц тела. В то же время мы планируем создать дополнительные игры по вселенной Planty Go. Они будут нацелены на развитие памяти, внимания и быстроты реакции у детей с ДЦП».

Также в игре есть режим мультиплеера: вместе с ребенком могут поиграть мама, папа, брат или сестра. Играть можно как дома, так и на даче или в парке, для этого достаточно взять с собой ноутбук. Интернет можно легко «раздать» со смартфона.

Евгений говорит, что они постарались сделать игру максимально доступной. Для того чтобы играть в Planty Go, не нужно дополнительно покупать дорогостоящие устройства. Достаточно иметь недорогой телефон и второе устройство, на котором будет отображаться игра, — ноутбук, компьютер, планшет или телевизор. Сама игра находится на облачном сервере: это позволяет «не нагружать» систему пользователя. 

«Мы стараемся сделать игру максимально доступной, поскольку понимаем, что семьи тратят очень много средств на реабилитацию, — пояснил Евгений. — У многих нет возможности купить игровую приставку Nintendo Wii или Xbox с набором Kinect. Также мы работаем над созданием офлайн-версии игры для труднодоступных северных районов Якутии и похожих регионов мира, где нет доступа в интернет. В таких местах тоже живут семьи, воспитывающие детей с ДЦП, и они в не меньшей степени нуждаются в реабилитации и поддержке».

На какие деньги создается игра

С финансированием стартапу помогли инвестиционные фонды. Это 1,8 миллиона рублей, переданные команде акселератором B8, и грант Фонда содействия инновациям.

«Мы в постоянном поиске средств, — признается Николай. — Сам статус стартапа говорит, что нам постоянно нужно думать об источниках финансирования для текущей работы и создания новых разработок. Это достаточно затратный процесс». 

Желающие поддержать проект могут сделать это на Patreon.

«„Кинестетика“ — это не классический стартап, направленный на получение баснословной прибыли, а больше социальное предпринимательство, — подхватывает Евгений. — Наш проект монетизировать сложнее, чем обычные, не социально направленные игры».

На первом этапе создатели Planty Go собираются использовать подписную модель монетизации. Вторым этапом станет расширение целевой аудитории: компания начнет создавать игры для пользователей без ограниченных возможностей здоровья. Это будет приносить прибыль для финансирования социальных направлений.

Один из четырех детей с церебральным параличом страдает от эпилепсии

Реабилитационные игры требуют особого подхода. Разработчикам нужно учесть множество факторов, в первую очередь особенности детей с церебральным параличом.

«Состояние разных детей с ДЦП сильно варьируется, — рассказывает Николай. — У некоторых — тяжелые двигательные поражения: они прикованы к постели и должны находиться под круглосуточным наблюдением. Наша система, к сожалению, не может помочь им. Мы работаем с детьми, у которых легкие двигательные нарушения. Они могут стоять, ходить и удерживать равновесие, но им нужна постоянная реабилитация».

Согласно статистике, один из четырех детей с церебральным параличом страдает от эпилепсии. Это усложняет задачу разработчиков. Резкая смена кадров и яркие вспышки могут вызвать у больного приступ. Первая игра из серии Planty Go создавалась с учетом этих особенностей. 


Ребенок тестирует игру Planty Go.

 

«В нашей игре нет ярких вспышек, взрывов, красного цвета, резких и громких звуков. Нужно учитывать много таких моментов, чтобы игра была максимально безопасной для людей с эпилепсией. Дети просят, чтобы было больше ярких эффектов, взрывов, но мы не можем пойти на такой риск. Очень важно соблюдать баланс между медицинскими рекомендациями и запросами пользователей», — говорит Евгений.

Николай Сыромятников, как врач-невролог, беседует с родителями, узнает, как часто бывают приступы у ребенка, купируются ли они, и дает рекомендации по продолжительности игровых сеансов. Авторы проекта ориентировались на крупные исследования, в которых видеоигры изучались как метод реабилитации, и международные рекомендации по созданию визуального контента для людей с эпилепсией. Согласно рекомендациям, детям нужно заниматься минимум три-четыре раза в неделю в течение месяца. Ежедневные занятия длятся не меньше 30 минут. Ребенок может играть 10 минут утром, столько же днем и вечером. «Такие небольшие игровые сеансы обеспечивают эффективную реабилитацию, при этом ребенок не устает. При необходимости количество игровых сессий могут скорректировать как лечащий врач, так и сами родители», — говорит Евгений Самошкин.

Как отмечают создатели Planty Go, у игры нет четких возрастных критериев, все зависит от состояния ребенка. Но наибольший интерес проявляют дети с 7 до 12 лет.

«Мы ориентируемся не на возраст, а на физическое состояние и когнитивные способности конкретного ребенка с ДЦП, — объясняет Николай. — Если взять детей одного возраста, можно увидеть, что одни уже умеют читать и писать, а другие еще нуждаются в дополнительном уходе, поэтому все индивидуально».

Разработчики называют преимуществом игры ее интуитивно понятную механику. Они использовали механику классической видеоигры Pacman и адаптировали ее под игровую вселенную Planty Go. «Иногда надо было объяснять родителям, что это за игра и как нужно в нее играть, а дети сразу же схватывали все на лету: им даже не надо было ничего говорить», — говорит Евгений.

Что говорят об игре родители детей-тестеров

«Мы начали играть в Planty Go в апреле, — рассказала в комментарии News.Ykt.Ru Айталина Романова, мама Алины. — Дочке очень нравится, играет с удовольствием. Сама игра красиво оформлена: приятные рисунки, спокойная музыка. Алине сложно удерживать равновесие, хотелось бы, конечно, чтобы она могла стоять устойчивее. Будем играть и дальше. Очень важно, чтобы реабилитация была постоянной: ребенок не должен оставаться без движения».

«Со временем выйдем на международный рынок»

В России и других странах СНГ видеоигры в реабилитации стали использовать совсем недавно. Разработчики из «Кинестетики» ориентируются на мировую практику. Реабилитационные игры — их еще называют Serious Games («серьезные игры») — успешно используют в США, Канаде, Австралии, Европе и скандинавских странах. Все игры направлены на развитие конкретных навыков: одни нацелены на улучшение мелкой моторики, другие помогают укрепить мышцы ног и так далее. 

«Сейчас одна из наших главных задач — разработать как можно больше игр, чтобы детям и их родителям было из чего выбрать, — пояснил Евгений. — Кому-то нравятся „стрелялки“, другим интереснее „бродилки“. К тому же, если будет только одна игра, она надоест ребенку за два-три месяца. Поэтому мы работаем над созданием целой серии».

Другая большая задача, стоящая перед стартапом, — провести собственные клинические исследования на базе реабилитационных центров и больниц.

Евгений Самошкин на конференции Startup Tour во Владивостоке

 

В будущем создатели Planty Go планируют и дальше развиваться в сфере реабилитационных игр. Также в планах команды стартапа — выход на рынки других стран. «Было бы странно ограничиваться одним регионом, если есть возможность предоставить такой инструмент реабилитации всем, кто нуждается в этом. Мы уже подготовили версию игры на английском языке и договариваемся с семьями из других стран для участия в тестировании», — рассуждает Евгений.

Пока же разработчики расширяют пул тестеров в Якутске и параллельно готовятся к тестированию в других городах и регионах, в частности в Москве и Чувашии.

Подпись.

Интервью с командой стартапа «Кинестетика» на канале «Инноваторы 2020»

«Как мы выяснили во время исследований, родители детей с ограниченными возможностями здоровья создают очень крепкие социальные группы, — рассказал Евгений. — В других регионах мы будем в первую очередь связываться с такими родительскими сообществами, крупными благотворительными фондами и специализированными медиа. Со временем мы выйдем на международный рынок. Тогда одновременно смогут играть друг с другом дети из разных городов и стран — например, из Якутска, Москвы, Мехико. Так получилось бы решить проблему социальной изоляции больных ДЦП. Из-за болезни ребенок замыкается в себе, ему не хватает общения со сверстниками, и игры помогут найти таким детям друзей».

Мобильная игра Planty Go выйдет в начале следующего года. До этого команде предстоит проделать очень большую работу. «Коронавирус помешал нашим планам, — сказал Евгений Самошкин. — Мы должны были встретиться с детскими неврологами и устроить демонстрацию игры, но пока пришлось это отложить».

«Очень сложно совмещать основную работу с проектом, — говорит Николай. — Разработка игр и клинические исследования требуют очень много времени и внимания. Но я, как и ребята, был готов к тому, что будет непросто. Это мечта нашей команды — создавать игры, которые помогают людям, и вот так делать мир лучше».