После просмотра фильма Юрия Дудя у многих могло сложиться впечатление, что для развития IT-стартапа необходимо ехать в Долину. Против такого переезда уже высказался основатель Telegram Павел Дуров. Как обстоят дела с развитием IT-стартапов в России? О своем опыте работы с ФРИИ и Сколково рассказал Дмитрий Степаненко, основатель компании Hot-WiFi
Компания Hot-WiFi помогает бизнесу решать маркетинговые задачи, наш основной продукт — WiFi-Радар — устройство для сбора аудиторий для таргетированной онлайн-рекламы.
Я с командой прошел путь от идеи до 8000 В2В-клиентов в 13 странах и хочу рассказать о возможностях, которые есть у стартапа, чтобы вырасти на российском рынке.
Когда у меня появилась идея проекта, я вложил в него 50 000 рублей, больше денег не было. На тот момент Hot-WiFi предлагала компаниям только гостевые WiFi-сети с маркетинговым функционалом: при подключении к такой WiFi-сети клиент видит рекламу, для входа в интернет пользователю не нужен пароль, но нужно выполнить целевое действие: оставить отзыв, подписаться на соцсети или авторизоваться. Этот продукт достаточно быстро продали первым 10 клиентам. У нас была уверенность, что мы сможем покорить весь мир, но для этого были нужны инвестиции, и я отправился на их поиски.
Первые инвестиции в 1,4 млн рублей мы смогли получить в 2014 году от Фонда развития интернет-инициатив, после того как прошли отбор в акселератор. Цель акселератора — инвестировать в стартапы на ранних стадиях, предоставляя деньги, знания, контакты и услуги трекера. Акселератор ускоряет все процессы стартапа. В акселератор берут проекты на этапе идеи. Часть таких идей не жизнеспособна: например, может выясниться, что у проекта «не сходится» экономика или не подтверждается спрос на рынке. Акселератор помогает проектам вырасти, ну, или закрыться быстрее. Это позволяет экономить ресурсы. За три месяца в акселераторе у моего проекта число клиентов и выручка выросли в несколько раз.
В коридорах ФРИИ, на кухне, в кафе поблизости можно было знакомиться и заводить полезные знакомства. Я помню, как Ренат Гарипов, на тот момент руководитель коворкинга tceh, созданного на территории ФРИИ, проходил мимо нашего рабочего стола с топ-менеджером крупной компании и познакомил его со мной. Это знакомство принесло мне одного из основных крупных клиентов.
Сейчас моя компания работает с десятком государственных компаний и крупных корпораций. Завести знакомство с ними и заключить контракты было бы намного сложнее, если бы я не познакомился с их представителями на мероприятиях фонда.
На территории ФРИИ был создан коворкинг, где над проектами работали десятки IT-стартапов. Когда находишься в окружении людей со схожими задачами, начинаешь быстрее расти. В целом понимание, что ты не один сталкиваешься с теми или иными трудностями, а рядом еще десятки компаний решают схожие проблемы развития, помогает психологически.
За соседними столами работала команда Elementaree — сервис доставки продуктовых наборов, который в начале апреля этого года привлек $5 млн инвестиций. Другим нашим соседом по коворкингу был проект Cinemood — производитель современных проекторов, который в прошлом году представил миру первый VR-проектор.
Каждый день на территории ФРИИ проходило несколько образовательных мероприятий, и я, и моя команда могли в них принимать участие бесплатно.
До ФРИИ меньше предпринимателей в России знали, что такое юнит-экономика и зачем считать ее показатели, что такое MVP (минимально жизнеспособный продукт) и почему с него нужно начинать, как выстроить процессы с использованием custdev. Custdev — это тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях. По своей сути это клиентоориентированный подход к бизнесу, где продукт обязательно должен решать проблему клиента: сначала выявляется проблема, потом разрабатывается продукт, а не наоборот. И ФРИИ учит стартапы применению этого процесса.
Государство предоставляет налоговые льготы для IT-компаний. После получения свидетельства на разработанный софт мы направили документ по почте в Министерство цифрового развития. Через пару месяцев нам присвоили статус IT-компании и мы получили налоговые льготы в виде пониженных ставок на страховые взносы в размере 14% вместо 22%.
Также несколько месяцев занял процесс получения статуса резидента Сколково. В качестве резидента мы получили дополнительные налоговые льготы, в том числе НДС и налог на прибыль — у нас 0%.
Только за 2019 год мы заплатили 13 млн рублей налогов. Без льгот нам пришлось бы заплатить 21 млн рублей.
Статус резидента Сколково позволяет претендовать на получение грантов. Мы получили грант в размере 5 млн рублей на развитие нашего продукта.
Сколково закрепляет за резидентами менеджера, который работает с компанией. Один раз наш менеджер позвонил мне и сказал, что зарегистрировал нашу компанию на мероприятие Google в Турции, чтобы презентовать наш продукт международной аудитории. За участие платил фонд Сколково, нам нужно было только купить билеты.
С несколькими основными членами команды я смог познакомиться и привлечь их в проект на созданной фондом площадке. В акселераторе, когда проекты закрывались, практически на следующий день они становились частью других, так как все были знакомы друг с другом, все понимали преимущества работы «со своими».
Нанимать новых членов команды стартапу проще, так как ФРИИ и Сколково регулярно проводят бесплатные образовательные мероприятия, где можно заводить знакомства. Также для многих сотрудников образовательные мероприятия — это плюс при выборе работодателя.
Мы активно росли, поэтому смогли привлечь новые раунды инвестиций. Всего от ФРИИ мы привлекли инвестиции в размере 45 млн рублей.
Инвестиции помогли создать новые продукты, которые используют тысячи предпринимателей в России, например, с нами работают 353 ресторана «Додо Пицца». У нас приобрели франшизу партнеры из Турции, Канады, Вьетнама — всего 13 стран. В феврале этого года мы вышли с собственными продажами в ОАЭ.
Предпринимательство в России становится популярнее. Я это ощутил на себе, когда принимал участие в московском конкурсе «Прорыв года».
Больше 70 000 москвичей проголосовало за наш проект, и я победил в номинации «Молодой предприниматель года». Мы получили PR-поддержку от правительства Москвы — рекламу на радио, размещение на более чем 100 рекламных щитах.
Но в то же время в России для стартапов есть несколько ключевых проблем:
Отсутствует рынок покупки стартапов, стратегических инвесторов можно пересчитать по пальцам одной руки. Это существенно ограничивает объем инвестиций в проекты на ранних стадиях. Но такая ситуация имеет и положительные стороны, основатели стартапов в России больше сфокусированы не на наращивании капитализации компании, а на прибыли.
Отсутствие адекватной судебной системы и отсутствие нормальных инвестиционных концепций в российском праве в итоге приводит к тому, что большинство инвесторов не готово инвестировать в компании, зарегистрированные в России.
Российский рынок слишком большой, чтобы его не замечать, но слишком маленький для достижения адекватной капитализации, поэтому большинство проектов на старте фокусируется на России и не выходит на зарубежные рынки.
Источник: snob.ru