Станислав Колесниченко, управляющий директор Skolkovo Ventures.

Понятно, что в растущей экономике высоким спросом пользуются инновации, которые привлекают значительные финансовые ресурсы, обещая инвесторам хорошую доходность от вложения в растущие стартапы. Но и рецессия – не повод для уныния. Да, получать венчурное финансирование становится сложнее, но оно не прекращается совсем. Хотя бы в силу того, что венчур – сам по себе риск, и те, кто занимается инвестициями в этой сфере, привыкли к высоким рискам. С другой стороны, венчурные деньги – это длинные деньги, которые за период роста стартапа проходят не один цикл экономической активности. Безусловно, текущий кризис потопит не один стартап, но и откроет окно возможностей для умных инвестиций в будущих технологических лидеров.

Сначала – плохие новости 

Неизбежно пострадают, в большей или меньшей степени, стартапы как в сфере b2b, так и b2c. В первом случае это коснётся тех, у кого ключевые клиенты – из сферы малого и среднего бизнеса, где сейчас нелегко. Многие предприятия МСБ просто закрылись и уже вряд ли откроются даже после снятия ограничений. Поэтому, если выручка стартапа привязана к выручке клиента, – стоит ждать падения на десятки процентов. Для тех, кто работает с конечными потребителями, негативный эффект будет заключаться в снижении общего благосостояния населения и переходе от потребительской модели поведения к сберегающей; изменится структура потребления. Более-менее неплохо в среднесрочной перспективе будут чувствовать себя стартапы, предоставляющие услуги в отраслях, направленных на удовлетворение базовых потребностей, таких как продукты, платежи, связь.

У стартапов в условиях экономического кризиса, с точки зрения венчурного финансирования, есть общие проблемы и их достаточно много: падение выручки или существенное снижение темпов роста, разрывы в денежном потоке и сокращение штата, потеря части ключевого персонала и замораживание R&D направлений, трудности в привлечении финансирования (денег не будет в ближайшие полгода), падение оценок. Те, кто имел ограничения по оценкам по итогам предыдущих раундов или дополнительные привилегии по размытию у инвесторов, могут потерять бизнес или формальный контроль над ним. У кого нет запаса ликвидности на ближайший год, тех ждут трудные времена. Венчурные фонды будут выжидать хороших условий и понимание трендов по выручке, а это требует запаса наличности у проектов.

А теперь - хорошие

Будут и сферы, которые уже растут и продолжат рост в дальнейшем: direct to consumer, online entertainment, digital health, education, gaming.

Так что же нужно сделать стартапам, чтобы выжить? Во-первых, подготовить антистрессовый сценарий и гибко действовать по нему. Не помешает пересмотреть планы по выручке и подготовиться к перебоям в цепочках поставки. 

Обратить внимание на денежные поступления. В частности, переориентироваться в подходах к продажам, скорее всего, личные встречи на ближайшие полгода будут исключены или ограничены. Подумать, как привлекать инвестиции в условиях ограничений. 

Во-вторых, продолжая тему финансов, надо максимально урезать непроизводственные расходы, а освободившиеся средства направить не на потребление, а на формирование «финансовой подушки», чтобы ликвидности хватало как минимум на год. Не помешают бридж-раунды от текущих инвесторов.

В этой же логике стоит пересмотреть расходы на маркетинг, подняв по ним ROI, даже в ущерб росту выручки. Инвесторам будет важнее положительная юнит-экономика, чем печка по сжиганию наличности, пускай даже и большая.

Если при подсчётах получится, что выручка упадёт критически, следует уйти в гибернацию, «заморозив» стартап до лучших времён, а они непременно наступят. Работать в условиях пересыхания денежного потока – неэффективно, непродуктивно и ведет к банкротству.

В целом, рекомендуется стать гибче и быстро реагировать на текущие изменения, исходя из финансовых результатов действий.

Возможно, есть смысл рассмотреть идею слияния с конкурентами для оптимизации экономической стороны стартапа, получения совместной синергии и снижения расходов.

Команда – это важно. Поэтому нужно сохранить работоспособный коллектив, но подумать над тем, нужны ли вам сотрудники, которые не тянут и где нет надежды, что люди одумаются и будут работать с полной отдачей. К сожалению, трудные времена не располагают к сантиментам, во главе угла – практичность и прагматичность, а выживание бизнеса (а стартап – это бизнес) – важнее функций потакания молодому таланту. Если увольнение неизбежно, постарайтесь сделать это максимально уважительно и корректно – так будет лучше для репутации личной и стартапа. Сейчас все больше основателей, понимая неминуемость сокращения, обращаются к вчерашним конкурентам с предложением рассмотреть их лучших кандидатов на позиции. Остальному персоналу придётся взять на себя дополнительную нагрузку за те же деньги, поэтому лучше поговорить с сотрудниками и объяснить им, насколько это важно, нужно и неизбежно. 

Новые идеи лучше отложить в долгий ящик – сейчас сложно будет найти для них финансирование. Если только идеи не принесут явный и неоспоримый результат прямо сейчас или на горизонте полгода–год, тогда можно будет постараться найти инвестиции и двигаться агрессивно.

   

Источник: vc.ru