29 июня 2019 года, в 13-й Международный день промышленного дизайна, в «Гиперкубе» прошли публичные сессии 4 выпуска проекта «Дни промдизайна в Сколково». Куратором проекта выступает руководитель направления Culture&Science Фонда «Сколково» Елена Пантелеева.
Лайн-ап программы в этом году составили:
Дискуссионные площадки стали местом встречи ведущих мировых и отечественных экспертов в области робототехники и IT, эргономики космического пространства, агротехнологий, биомедицины и транспорта.Официально старт проекту «Дни промдизайна в Сколково» был дан 26 июня, в первый день работы дизайн-хакатона – уникального формата, нацеленного на установление контактов между разработчиками инновационных продуктов и молодыми специалистами в области промышленного дизайна.
Фото: Sk.ru.
Над заданиями резидентов «Сколково» – «СНОУБАЙК», aeroXo, INSYTE Electronics, Powerinspace, SBIbank и «МИРП-ИС» – работало 115 дизайнеров в составе 31 команды. На главной сцене «Гиперкуба» быливыбраны победители; партнеры предоставили 5 отличившимся командам возможностьпринять участие в конференции AUTODESK University и российском финале премии Lexus Design Award Russia Top Choice.Утро публичной программы 29 июня началось с дизайн-диалога между директором по развитию Московского музея дизайна Ольгой Дружининой и выдающимся советским художником-конструктором, инициатором мировой «зенитомании» Владимиром Рунге.
«Труды Владимира Рунге являются библией для тех, кто сегодня трудится в области дизайна, в том числе и для участников дизайн-хакатона», – подчеркнула куратор Елена Пантелеева. Беседа была посвящена не только становлению системы дизайна в СССР, но и изменению подхода к обучению, диверсификации промышленности и особенностям взаимодействия современных дизайн-студий и заводских коллективов». «Деятельность дизайнера – коллегиальная, – убежден Владимир Рунге. – Именно благодаря тесным связям ВУЗов с заводами удалось превратить „секретные шпионские камеры“ в технику для космической съемки и любительские аппараты, выпускавшиеся миллионами экземпляров, включенные в Книгу рекордов Гиннеса и массово экспортировавшиеся за рубеж».
«Труды Владимира Рунге являются библией для тех, кто сегодня трудится в области дизайна, в том числе и для участников дизайн-хакатона», – подчеркнула куратор Елена Пантелеева. Беседа была посвящена не только становлению системы дизайна в СССР, но и изменению подхода к обучению, диверсификации промышленности и особенностям взаимодействия современных дизайн-студий и заводских коллективов».
«Деятельность дизайнера – коллегиальная, – убежден Владимир Рунге. – Именно благодаря тесным связям ВУЗов с заводами удалось превратить „секретные шпионские камеры“ в технику для космической съемки и любительские аппараты, выпускавшиеся миллионами экземпляров, включенные в Книгу рекордов Гиннеса и массово экспортировавшиеся за рубеж».
Ольга Дружинина представила первую книгу новой серии «Библиотека ММД» – «Владимир Рунге. От „Горизонта“ до „Зенита“», а у гостей мероприятия была возможность получить автограф и лично побеседовать с легендой оптико-механической промышленности.
Деловую программу проекта «Дни промдизайна в Сколково» открыла стратегическая сессия «Особенности глобального и национального дизайна: как заработать, изобретая завтра». Модератором выступил Олег Перцовский, директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково», с которым проект «Дни промдизайна в Сколково» в 2019 году впервые выступил на международной выставке BATIMAT. Член экспертного совета по инжинирингу и промышленному дизайну при Минпромторге России, президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий начал разговор с определения стадий 4.0 (развитие технологий) и 5.0 (государственная поддержка) в промышленном дизайне и подчеркнул, что в России сохраняется огромный разрыв между образованием, государственными задачами и пониманием значимости дизайна как реперной точки экономики.
Олег Перцовский рассказал о существующих в Сколково грантовых программах на получение дизайн-проекта и приобретение ПО для дизайн-разработок, а зарубежный эксперт Энцо Форнаро, представитель Союза дизайнеров ADI в России и странах Балтии, в качестве возможного решения привел пример итальянской программы поддержки предприятий, принимающих на стажировку недавних выпускников и студентов, давая возможность вырасти в составе крупной команды.
Руководитель бюро «Wiesel Design» Глеб Визель выразил сомнения в эффективности государственных директив о развитии, утверждая, что будущее – за маленькими независимыми дизйан-агентствами; в ответ эксперт Минэкономразвития по развитию дизайна в Российской Федерации Сергей Смирнов (SmirnovDesign) поделился деталями государственной дорожной карты: в ближайших планах –субсидирование площадок «Сколково», развитие бесплатной опции разработки дизайна для промышленного продукта и переориентирование 50% военного производства на гражданское.
К дискуссии присоединились дизайн-директор «Tinkoff» Давид Исаханян, доказавший, что на основедизайн-концепции можно и нужно проводить апгрейд технической составляющей, и руководители двух сколковских стартапов, Василий Быков («Самокат Шеринг») и Мария Кошелева («ЛЕД-Инновации»), чей опыт показал: для нахождения баланса между производительностью инженеров и дизайнеров стоит чаще прибегать к услугам молодых специалистов и делать ставку на простоту, узнаваемость и серийность.В продолжение разговора о сокращении разрыва между образованием и производством сдинамичной лекцией «Новые возможности в среде дизайн-образования для начинающих дизайнеров и студентов» выступил эксперт премии Lexus Design Award Russia Top Choice 2020, арт-директор студии Артемия Лебедева и руководитель направления «Промышленный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ Тимур Бурбаев.Дизайнер поделился 7 постулатами, которые помогли ему подняться на вершину профессионального мастерства, это:
Аудитория с энтузиазмом восприняла рекомендации Бурбаева по самообразованию через Youtube-каналы, такие как The Futur, Bang Bang Education, Design Prosmotr, Readymag и The School of Life.
Новым форматом проекта стала питч-сессия и выставка «Истории успеха», куратором которой выступил дизайн-директор тульского завода «ОКТАВА» Владимир Шипилов.Свои кейсы представили пять стартапов «Сколково», для которых грамотное дизайнерское решение оказалось залогом стремительного выхода на российский и международный рынок и привлечения крупных инвестиций:
За счет изменения облика продукта упростились компоновка и производство, сформировалась база для дальнейшего развития серии, открылись новые каналы продаж и в разы повысилась окупаемость бизнеса, доведя оборот компаний до сотен миллионов рублей.
«Дизайнер вполне способен стать драйвером продукта, – утверждает Владимир Шипилов. – В каждом проекте он зазвучал по-разному, разной была и степень участия дизайнера – от звена команды до приглашенного эксперта. Но в итоге каждая история – о том, как научиться быть эмпатами».
На кейс-сессии «Эргономика частного космоса. Версии инженера и дизайнера» проектный менеджер направления «Космические технологии» Фонда «Сколково» Иван Косенков дал краткий обзор достижений человекоориентированной космонавтики и анонсировал появление станций следующего поколения, первых надувных и сборных модулей, строительства на базе материалов, добываемых на поверхности космического объекта.
Посетителям представилась уникальная возможность узнать о проектировании перчаток и ботинок для работы в космосе из уст единственного дизайнера российского происхождения, сотрудничающего с NASA – Николая Моисеева (Final Frontier Design).Заключив 9 контрактов с Национальным управлением по аэронавтике и исследованиюкосмического пространства, Final Frontier Design приступает к испытаниям нового макета скафандра.
В завершение сооснователь лаборатории «Стратонавтика» Денис Ефремов выступил с докладом о российском стратосферном туризме, актуальная задача которого – создать скафандр многоразового использования на базе моделей компании «Звезда» и тем самым снизить стоимость индивидуального билета в космос с $50 млн до $100 тысяч.Параллельно в зале «Мастерская» проходил ключевой ежегодный формат проекта – «Школа клиента», созданная для обмена опытом среди разработчиков, дизайн-стартапов и высокотехнологичных компаний.
С презентациями выступили менеджер проекта по городским вертикальным теплицам ключевого партнера Сколково компании:
На примере переосмысления городских пространств, применения методов эргономики в коммерческой авиации и использования арт-объектов для трансляции миссии компании обсуждалась роль дизайнера в создании новых ценностей. Преподаватель Британской высшей школы дизайна и бизнес-школы Сколково Александр Ненашев вовлек участников в интерактивный диалог «Перепроектируем всё! Дизайн какуниверсальный подход к разработке решений».Завершила программу кейс-сессия «Кому нужен промышленный дизайн?» с участием основателя студии «Масштаб» Ирины Ждановой, aрт-директора студии «Иппиарт» Дмитрия Назарова, генерального директора резидента Сколково «НАСТЭК» Ильи Котова и директора НОЦ «Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования» ТГУ Виктора Клименко.
Вместе с куратором Еленой Пантелеевой они обсудили острый вопрос понимания роли дизайна в повышении качества жизни и сформулировали главные тенденции развития промышленности и общества: инвестиции привлекают медицина, транспорт и спецоборудование, рынок разработок движется отпродуктов B2B к решениям B2C, а для программирования потребительского поведения необходимо понимать: при том, что появление новых медиа провоцирует спрос на новые гаджеты, интеграционные сервисы и развитие человеко-машинных интерфейсов, в эпоху повышенной мобильности клиент продолжает ценить комфорт, безопасность и доступность.
Девиз проекта «Дни промышленного дизайна»–2019 – «Вся власть – дизайну!» – помог успешно сформировать повестку завтрашнего дня.
Источник: russia-on.ru