Мышьяк, кадмий и другие ядовитые вещества наносят почве куда меньше ущерба, если внести в нее недорогие гниющие растительные остатки.


 

Ученые из Сколтеха совместно с чешскими коллегами усовершенствовали технологию восстановления почв, загрязненных тяжелыми элементами. Им удалось экспериментально подобрать соединение, внесение которого в загрязненные почвы не только «связывало» подвижность тяжелых элементов, но и стимулировало к самовосстановлению популяцию дождевых червей и микробов. Соответствующая статья опубликована в Сhemosphere.

Тяжелые элементы — от свинца и ртути до более редких актинидов — в последние десятилетия все шире распространяются по планете, и процесс этот вряд ли остановится. Поэтому большую важность приобретают технологии компенсации ущерба от их попаданию в почву, минимизирующие вред от заражения и позволяющие почвенным микробным сообществам восстановиться.

Авторы новой работы опробовали на роль веществ-восстановителей три вида недорогих и широко распространенных кандидатов: биочар (древесный уголь, прошедший специальную обработку), гуминовый препарат (органические вещества, образующиеся при разложении, например, растительной биомассы) и золу. В ходе экспериментов 60 суток подряд исследовалось влияние разных доз углеродсодержащих веществ на химические, биологические и токсикологические показатели почв, загрязненных большими дозами тяжелых элементов (мышьяком, цинком, кадмием и свинцом).

Как оказалось, лучшие результаты давала органика, полученная из отходов растительного происхождения, — гуминовый препарат. Его внесение снижало мобильность тяжелых элементов в почвах. Кроме того, он оказывал благоприятное действие на всю почвенную экосистему, позволяя биологическим видам, живущим в ней, восстановить как общую биопродуктивность, так и число видов.

Оказалось, что снижение мобильности тяжелых элементов наблюдается при внесении всех трех видов почвенных добавок. И уголь, и зола связывали часть тяжелых элементов и препятствовали их переносу водой (она неизбежно попадает в почву с осадками и потенциально может привести к попаданию тяжелых элементов в водоемы). Однако их влияние на живые существа было существенно более ограниченным.

Зато гуминовые кислоты, в больших количествах образующиеся при разложении растительной биомассы, не только связали тяжелые элементы, но и заметно повысили способность червей жить и размножаться в зараженной почве. Следует отметить, что именно дождевые черви создают в почве базовые предпосылки для ее плодородия и биопродуктивности. Без их ходов большинство аэробных микроорганизмов, отвечающих за рост содержания гумуса, просто не получают достаточно воздуха. Анаэробные микроорганизмы заменить их не могут, поэтому без дождевых червей плодородие почв резко падает.

    

Источник: chrdk.ru