Для многих из нас термин «экзоскелет» имеет отношение скорее к компьютерным играм и фантастическим фильмам, чем к реальной жизни.

«ЭкзоАтлет» делает шаг. Фото: Sk.ru

  

Мне, например, представляются суровые пилоты в роботизированных костюмах, сражающиеся друг с другом в космосе. По факту же экзоскелет — это опорно-двигательная система, только расположенная не внутри тела, а снаружи. В реальной жизни он ни летать, ни даже высоко прыгать не позволяет, неуязвимым не делает и ракетами не стреляет. Зато может помочь инвалидам-колясочникам встать на ноги, что куда более ценно.

 

Вот так Сколково!

Наиболее известные конструкторы экзоскелетов — японцы. Их «Хал» запатентован и широко применяется как внутри страны, так и за рубежом, например, в Германии. Пробуют конструировать экзоскелеты в Америке и Израиле. Но мало кто из россиян знает, что резиденты нашего инновационного центра «Сколково» последние шесть лет тоже вели разработки и справились с задачей — экзоскелет назвали «Экзоатлет» и пустили в продажу. Причем, одними из первых, кто приобрел его для реабилитации неходячих больных, стали тюменские врачи.

В медсанчасти «Нефтяник» то и дело появляется инновационная техника, которой прежде не было в регионе.

— Наши специалисты ездят на профессиональные конференции и знакомятся с новыми технологиями, — говорит Юрий Геркул, заведующий неврологическим отделением медсанчасти. — Побывав на демонстрации экзоскелета и изучив вопрос, я решил, что нам нужен такой аппарат. В Тюмени и на юге области, по данным центра реабилитации инвалидов, более трех тысяч человек нуждаются в такой технологии.

Экзоскелет предназначен для реабилитации людей с двигательной дисфункцией, возникшей в результате травмы позвоночника, заболевания нервной или мышечной системы: например, опухолей спинного мозга, ДЦП, рассеянного склероза и т.д.

— Проще говоря, если из-за неврологических проблем имеются трудности с работой нижних конечностей, то можно проконсультироваться с врачом и выяснить, поможет ли вам реабилитация в экзоскелете, — говорит Геркул. — Мне сейчас все время звонят за этим, причем не только тюменцы, но и жители юга области.

Действительно, пока мы общались с Юрием Александровичем, ему позвонила женщина из поселка Богандинский и долго задавала вопросы.

В частности, всех пациентов волнует цена — госзаказа еще нет, и реабилитацию придется оплачивать либо по полису ДМС, либо из своего кошелька. Это около двух тысяч рублей за часовое занятие. Но «Нефтяник» ведет переговоры с областным департаментом здравоохранения. В будущем году, вероятнее всего, возможность заниматься в экзоскелете войдет в список услуг, оказываемых по полису ОМС, и стоимость реабилитации перестанет быть камнем преткновения. Среди звонящих есть даже те, кто просит сразу занести их в своего рода лист ожидания — чтобы, когда услуга станет бесплатной, оказаться первыми в очереди при наборе группы.

   

Действуй на меня, гравитация

К сожалению, ходить в экзоскелете можно не всем. Например, если инвалид даже не сидячий, а лежачий или разум его затуманен, в программу реабилитации его не возьмут. Не набирают пока и детские группы — МСЧ «Нефтяник» просто не имеет лицензии на работу с ними. Для взрослых есть некоторые ограничения по росту (более двух метров) и весу (более 120 килограммов). При этом экзоскелет сделан так, чтобы быть максимально мобильным и подгоняться по фигуре вплоть до размера стопы.

— Правда, занятия по реабилитации еще не начались, — отмечает Геркул. — Не готов кабинет. Но мы определились с кандидатурой инструктора ЛФК, который станет вести занятия. Это местный специалист, прошедший инструктаж, для чего в Тюмень специально приезжали разработчики экзоскелета. Молодая жизнерадостная девушка наверняка найдет подход к пациентам.

Доктор Геркул говорит, что будущих пилотов экзоскелета можно поделить на две категории: первые — те, кто имеет шанс после реабилитации встать на ноги и ходить самостоятельно. Например, люди, перенесшие инсульт. Таких, имеющих хороший потенциал к излечению, вероятно, в реабилитационной группе будет больше. — Пациенты, рассчитывающие восстановить функцию ног, более мотивированы, — констатирует врач. — А вот многие безвозвратно потерявшие способность ходить, наоборот, махнули на себя рукой. Мы рассчитываем на помощь социальных работников и психологов, которые смогут мотивировать инвалидов. Надеемся, тюменские социальные службы включатся в работу вместе с нами.

Ведь человек — животное прямоходящее. Eсли все время сидеть или лежать, организм начинает работать неправильно: дышать становится сложнее, сердцу тоже приходится нелегко — вся нагрузка на нем, тогда как раньше помогали мышцы, в том числе и ног. Возвращая пациента в естественное вертикальное положение, мы стимулируем кровоток, лимфатический дренаж и дыхание. Любых сидячих пациентов полезно вертикализировать, даже тех, кто сам никогда не пойдет.

Да, есть тренажер «Лакомат», который используют в большинстве больниц. Но он, во-первых, в несколько раз дороже экзоскелета. Во-вторых, пациент в нем висит в креплениях, не ощущая своего веса, не чувствуя ни смещения центра тяжести, ни действия гравитации в полной мере. В экзоскелете с пациента семь потов сойдет, пока он сам сделает пять шагов! А «Лакомат» — реабилитация для ленивых. Хотя отказываться от него преждевременно, при определенных состояниях нужен именно он.

Да и на душевное здоровье пациента экзоскелет действует не в пример сильнее. К нам из «Сколково» приезжал профессиональный пилот экзоскелета Виталий — он инвалид, прекрасно пользующийся аппаратом и демонстрирующий его возможности. Говорил, что купить такой себе не может, но очень не хочет расставаться с возможностью хоть время от времени почувствовать себя на ногах.

 

Жизнь в мире будущего

— Мы проводили тестовые занятия и пригласили нашу местную параолимпийскую сборную по баскетболу, — рассказывает Юрий Геркул. — Среди спортсменов был мужчина — мощный, широкоплечий, двухметрового роста. Он не вставал на ноги 25 лет. А при помощи экзоскелета — встал. И, более того, смог немного походить. Эффект был потрясающий — как эмоционально, так и физически. В плане ощущений мы вряд ли можем себе представить, что значит для человека, давно прикованного к коляске, возможность передвигаться самостоятельно. А физически — он, давно не чувствовавший ног, после первого же занятия ощутил жжение в районе стоп. Работа с экзоскелетом стимулировала кровоток. К сожалению, он, даже пройдя полный курс реабилитации, не сможет ходить сам, но техническое развитие не останавливается: 20 лет назад мы пользовались мобильными телефонами размером с кирпич. Теперь в нашем распоряжении продвинутые смартфоны, превосходящие не то что мобилки, компьютеры 20-летней давности. То же произойдет и с экзоскелетами, только, как мне кажется, намного быстрее.

Производители экзоскелета «Экзоатлет» на своем сайте рекламируют не только модели для больниц и реабилитационных центров, но и для домашнего использования. На ярких фотоснимках мужчины и женщины занимаются обычными делами — моют посуду, смотрят в окно, включают музыку. Для инвалидов-колясочников это должно выглядеть как мечта, ведь герои снимков делают все это стоя. Трое частных лиц, кстати, приобрели личные экзоскелеты. Жаль, на сайте нет их отзывов.

Разумеется, даже стоящий вдвое дешевле иностранных аналогов, наш экзоскелет сейчас по карману единицам инвалидов-колясочников. Но доктор Геркул считает, что по мере роста технического совершенства агрегата стоимость будет снижаться.

— Думаю, через несколько лет подобное оборудование будет не только в крупных больницах, но даже в поликлиниках, — говорит он. — А потом производители начнут ориентироваться на создание домашних моделей по приемлемой цене. За экзоскелетами — будущее. Наш образец весит 20 килограммов — это средний вес. Но материалы будут становиться все легче, металлический каркас превратится в экзокостюм, который не просто даст опору, но станет протезировать функцию мышц. Eго можно будет натянуть как чулок и ходить по улице, выполнять любые действия. Можно даже сделать шаг в сторону научной фантастики и предположить, что через какое-то время экзоскелеты перестанут нуждаться во внешних пультах управления, как сейчас — бионические протезы. Моя 17-летняя пациентка, пять лет сидящая в инвалидном кресле после аварии, надела экзоскелет, встала и была потрясена. Она иначе посмотрела на мир, на людей — не снизу вверх, а как равная. Она имеет все шансы когда-нибудь надеть экзокостюм последнего поколения и буднично пойти в магазин.

     

Источник: tm-courier.ru