Сегодня мы поговорим не о технологических достижениях. Поговорим о людях, о молодых людях. О том поколении, которое выросло в новой информационной среде. Кому сейчас 20, или около того.


Считается, будто бы эта новая среда сильно меняет человека. Он начинает по-другому думать, по-другому общаться с людьми. Часто обращают внимание на негатив. У этих молодых людей клиповое сознание, они не могут прочитать большой текст, не могут надолго сосредоточиться.  

 

Но с другой стороны, они больше открыты миру, лучше готовы к восприятию новых идей. Они — благодарный материал. Но как работать с этим материалом? 

Корабли лавировали где-то в прошлом веке. Сегодня персональный логопед, педагог по технике речи и просто хороший собеседник у 11-классника Володи помещается в руке. 

«Благодаря нейронной сети пользователь может более детально и точно оценить качество своей речи. Ты можешь сидеть дома спокойно на диване и тренироваться», — объясняет сооснователь проекта «Говорилло» Владимир Фомин. 

Он сам из тех, кто не помнит, что раньше взял в руки — книгу или смартфон и потом, кажется, не выпускал. 

«В современном телефоне — мессенджер, социальные сети, новостные приложения. Это доступ ко всем знаниям мира», — отмечает Владимир Фомин. 

Весь мир на ладонь поместили создатели первого айфона. Теперь это почти имя нарицательное, как ксерокс или памперс. Гаджеты за 10 лет перевернули все с ног на голову. 

Их назвали ай-поколение. Те, кто не осваивал Интернет, а вырос в нем. В зале библиотеки МГУ таких большинство на лекции Стива Возняка — сооснователя Apple. 

«Раньше я пытался какую-то информацию запомнить, сейчас я это не делаю просто. Я всегда могу обратиться к первоисточнику и найти это», — объясняет Антон Белов. 

Это давно уже не клиповое мышление, о котором говорили в конце 90-х, а информационные осколки: блоги, лайки, сторис, хайп: фокус внимания — доли секунды. 

Саша — ровесник первых гаджетов. Ученые выяснили, мозг таких детей воспринимает уже до шести каналов информации одновременно, но по верхам, добавляет отец. 

«Такое быстрое переключение между разными устройствами: то телефон, то компьютер, особенно если он уроки делает», — отмечает Всеволод Плохов. 

«Приходится искать ответы сразу, потому что лень вникать, если же Интернета нет, то придется почитать», — говорит Саша. 

Зачем учить, если можно погуглить. Что это — дефект поколения или напротив — адаптация к цифровому миру. Мы решили проверить, как 10-летний школьник справится без Интернета. Соревнование с отцом — в библиотеке, на его поле. 

Отец полагался на опыт и знания. Честно и скрупулезно выполнял поставленное задание. Был уверен в победе, ведь в школьную библиотеку сын заглядывал всего пару раз. 

Саша, и вправду, сперва потерялся без телефона, но быстро понял, кто может заменить интернет-поисковик. С помощью консультанта нашел и компьютер. Схитрил, но в итоге — практически фотофиниш. 

Отцы и цифровые дети — в истории человечества впервые так быстро происходит смена поколений и смена авторитетов. Кого слушаться, если профессиональные кумиры дают открытые лекции в Интернете. А на работу можно пойти прямо из-за парты. Гарри Тонаканян стал дизайнером в «Яндексе» в 16 лет. А чего добился ты? 

«Раньше, чем старше был человек, тем он был мудрее и умнее, то сейчас это совсем не так. Ты в информации, и доступу к ней не ограничен. На этой почве тоже могут быть какие-то разговоры про текущее поколение, дерзкое, или слишком много о себе думает, или много позволяет», — рассуждает дизайнер компании «Яндекс» Гарри Тонаканян. 

Что позволяет себе это поколение, изучают в Высшей школе экономики. В прошлом году опросили 6000 студентов из 109 вузов — от Калининграда до Дальнего Востока. И выяснили: эта молодежь вычисляет фальшь как никогда раньше — Интернет под рукой. 

«Либо они понимают, что мы сейчас хайпанем! Либо они понимают, что «давайте упорно работать для того, чтобы сделать себя и много чего. И вот это как-то совсем уже не воспринимается, ну, ты нудишь. Но чтобы не нудеть, они должны понимать, что мы с тобой одной крови», — объясняет доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Валерия Касамара. 

Общий язык найти не так просто. Великий и могучий бурлит не только в сети. Учителя говорят: в диктанты стали закрадываться не ошибки, а хэштеги. В сочинения попадают интернет-мемы. Что-то пошло не так. 

Восьмиклассница в алтайской школе решила нащупывать слабые места: просила ровесников написать письмо другу, запускали чат — на листе бумаги, проводили классическое изложение. С учителями выяснили: в целом, русский язык живет и дышит. Но это не точно. 

«Плюс интернет-языка — детям легче общаться, быстрее передают друг другу информацию, воспринимают ее. А вот минусы, что интернет-общение влияет на качество речи. Дети начинают делать больше ошибок и привыкают к этой речи», — отмечает учитель русского языка и литературы Ирина Метелина. 

И переходят на мессенджеры. Телефонный звонок — почти дурной тон. А вместо реальных эмоций — эмодзи. Их предков когда-то называли смайлики. Палитра современных иероглифов куда богаче. Мы попробовали взять интервью — ничего лишнего, только эмодзи. 

В общем, гонка технологий, опережая разум. Часы, дни и месяцы с гаджетом в руках меняют сознание и взрослых. Психологи называют это сбоем реальности. Когда в бумажном журнале тянет листать страницы не привычным способом, а таким. Хотя что теперь привычнее — большой вопрос. Если руки сами рефлекторно тянутся к любой поверхности, которую можно превратить в сенсорный экран. Потрогать, промотать, увеличить — впрочем, и это будущее уже не за горами. 

Только на горизонте — конфликт интересов. Стремительная самореализация — против консервативной действительности. 

«Будет больше людей, которые родились с айфоном в руках условно, и вот они будут самыми крутыми, они будут самыми крышесносными и скоростными ребятами. Взрослым нужно каким-то образом либо адаптироваться, либо заводить себе отдельный континент, где они будут жить и не тужить», — считает маркетолог по стартапам Никита Широбоков.

Жить отдельно не получится. В США к 2020 году такая молодежь составит треть трудоспособного населения. В России — выпускники следующего поколения тоже на подходе. 

«Скоро настанет момент, когда каждая стенка будет с нами разговаривать и как-то уже взаимодействовать. Они будут теми, кто эти стенки научит общаться», — уверен куратор школы анализа данных «Яндекса» Станислав Федотов. 

И уже учат. Сферы — от создания беспилотников до утилизации мусора. В Сколково занялись одними из самых опасных отбросов. Здесь программируют роботов для переработки старых гаджетов. 

«У него есть компьютерное зрение. То есть, вот эта камера, с помощью которой он распознает винты. Мы будем делать вот этого робота несколько самообучающимся», — рассказывает аспирант лаборатории интеллектуальной космической робототехники Сколковского института науки и технологий Дмитрий Миронов.

В таком обучении главное — не заиграться, предупредил на лекции Стив Возняк. Молодежь пришла за вдохновением от гуру, а услышали, что, похоже, им придется спасать человечество. 

«Технологии ускоряются, и в будущем мы будем иметь дело с нулями и единицами чаще, чем с атомами. Главный вызов — наше любопытство. Мы толком не разобрались, как устроен собственный мозг, а уже стоим на пороге создания искусственного интеллекта. Нам нужно создать мир, где человек и машина не будут представлять друг для друга угрозы», — отметил сооснователь компании Apple Computers Стив Возняк. 

Каким будет этот дивный цифровой мир, не берется предсказать никто. Но, похоже, будущее не за углом, оно уже у них руках.

     

Источник: 1tv.ru