Что IoT принесет российской промышленности


Российская промышленность будет ориентироваться на «интернет вещей». Об этом заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Технология включает в себя цифровое проектирование и сертификацию, 3D-печать, внедрение промышленных роботов и более эффективную логистику. По словам Мантурова, уже к 2025 году в России должно появиться не менее десяти заводов будущего, работающих на этих принципах.

Индустриальный «интернет вещей» — это комплекс технологий, повышающих эффективность промышленного производства. Процессы автоматизируются, человек из них исключается. Умные станки и роботы объединяются в единую сеть и оперативно передают друг другу информацию о текущих задачах и поломках, что существенно сокращает время производства продукта и ремонта оборудования. Наибольших успехов технология достигла в сфере автомобилестроения.

Лидеры по потенциалу внедрения промышленного «интернета вещей» — США, Швейцария, страны Скандинавии и Нидерланды. А Россия, Индия и Бразилия пока только начинают осваивать этот процесс.

Нужно ли внедрять технологии «интернета вещей» в России и принесет ли это свои плоды? Нововведения позволят компаниям значительно уменьшить расходы на обслуживание и ремонт производственной инфраструктуры. Поэтому предприятия сами заинтересованы в изменениях даже без указаний сверху, уверен исполнительный директор, старший вице-президент по инновациям фонда «Сколково» Василий Белов.

«Это возможность, в первую очередь, собирать данные и управлять сложными устройствами не по графику технического обслуживания, а по мере возникновения необходимости. Это существенно расширяет возможности с точки зрения экономического эффекта от внедрения новых технологий. Например, из-за выхода из строя энергетической турбины компания может нести убытки в размерах сотен миллионов долларов. Поэтому безотносительно государственной политики крупные промышленные предприятия будут самостоятельно двигаться в этом направлении. Я бы сравнил использование "интернета вещей" с переходом от факса к использованию электронной почты — это произойдет само собой, без указания сверху», — отметил Белов.

В России «интернет вещей» действительно может стать перспективным направлением, считает директор института прикладного анализа данных Deloitte Алексей Минин. Но внедрить технологии возможно только в том случае, если компании уже сегодня уделят внимание культуре обращения с данными.

«Я думаю, что по мере того как будет поставляться новое оборудование, в том числе западное, задача абсолютно реалистичная. К сожалению, ряд производств, с моей точки зрения, к этому не готовы. Но я считаю, что если мы говорим про тот горизонт, который обозначен, именно 2025 год, это абсолютно реально. Отправная точка для этого — нужно, чтобы всем сегодня была абсолютно четко поставлена одна простая задача — начать должным образом относиться к культуре хранения данных, их обработке и использованию. С точки зрения именно материальной готовности здесь сложнее, но я думаю, что для этого у государства есть все необходимые ресурсы, потому что область цифровой экономики не настолько затратна, чтобы для этого не было ресурсов», — пояснил «Коммерсантъ FM» Минин.

В июне Минпромторг уже представлял «дорожную карту» развития «интернета вещей». Однако экспертный совет при правительстве отверг предложение, сославшись на бесполезность таких разработок без тесного сотрудничества с иностранными компаниями.

Ранее на тему внедрения «интернета вещей» высказывался глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, развитие технологий в этом направлении, в том числе внедрение искусственного интеллекта может обернуться дефицитом рабочих мест для реальных людей.
     

Источник: kommersant.ru