«Исследовать, знать, действовать и уметь» - такова современная парадигма школьного образования. В эпоху, когда «внешняя память» становится всё более доступной, а поиск информации всё более адресным, роль школы в подготовки будущих специалистов тоже меняется.


Сегодня важнее научить человека решать нестандартные задачи, а не «напичкать» его знаниями, особенно это касается инженерных профессий. О том, как проектная работа в классе и олимпиады технической направленности помогают подготовить человека для решения инженерных задач, которые ставит перед ним соврем6енная экономика, обсудили участники II Всероссийского педагогического форумав Сколково.

Педагоги собрались в Сколково, чтобы обсудить новые практики в преподавании .

 

И ученье, и уменье

Российская система школьного образования показывает хорошие результаты на фоне других стран, но её минус, который становится ещё более явным в высшей школе, – упор на теоретическое освоение предметов и недостаток практики. Профессор Соколовского института науки и технологий Дмитрий Тетерюков отметил, что большинство студентов не стремятся брать на себя инициативу и обязанности по руководству проектами:

«Вся наша система образования воспитывает потребителей и пользователей. Она не воспитывает лидеров и амбициозных людей, которые ставят перед собой большие задачи».

Эти проблемы возникают из-за отсутствия культуры реализации собственных проектов, считает Павел Рабинович, проректор по развитию Московского государственного областного университета, лауреат премии Правительства России в области образования. Он подчеркнул, что в учебный процесс в школах можно и нужно вводить проектную деятельности, причём и организаторами, и исполнителями должны быть дети. «Есть известная шутка: мама прожила свою жизнь, как-нибудь она проживёт и твою. Вот это наше школьное образование, – сказал он. – Это неправильный подход. Руководитель проекта – обязательно ребёнок, тему формулирует обязательно ребенок. Не надо проживать за него жизнь». По его мнению, школьники вполне способны справиться и с бумажной работой, которая сегодня является необъемлемой частью обязанностей руководителя.

 

Практические олимпиады

Ещё одна проблема, которая приводит к тому, что в российские вузы поступают хорошие исполнители, но плохие визионеры, связана с самой системой поступления, считает директор Центра интерактивных образовательных технологий Московского политехнического университета Алексей Федосеев. «В университеты можно поступить за счёт высокого балла ЕГЭ или предметных олимпиад. Дети, которые проявляют высокий уровень олимпиадных знаний, ориентируются скорее на научный путь. Даже ее структура – письменная работа, требующая глубокого знания предмера и абстрактного мышления – позволяет выявить ребят с качествами учёного, а вовсе не технологического предпринимателя».

По мнению Федосеева, чтобы в вузы поступали инициативные и  подкованные в техническом плане абитуриенты, в перечень олимпиад , дающих льготы при поступление надо включить принципиально новые испытания, такие как Олимпиада НТИ. Она проходит в несколько этапов, первый из которых заочный. Но самое интересное происходит в финале: участники объединяются в команды и решают конкретную технологическую задачу. В 2016\17 учебном году эта олимпиада будет проводиться во второй раз. Ряд направлений уже включены в Перечень олимпиад школьников, и их победители и призеры получат льготы к поступлению в вузы.

   

Источник: strf.ru