На вопросы редактора "Техносферы" отвечает Иван Косенков (на фото), аналитик кластера космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково».


- Частная космонавтика. Насколько это реально в России? Может ли группа энтузиастов заниматься производством и запуском ракет или космических аппаратов? Как быть с государственным регулированием и многочисленными ограничениями?

- На наш взгляд частная космонавтика в России абсолютно реальна. Именно поэтому кластер космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково» занимается поддержкой частных космических компаний в России. Спустя шесть лет с момента начала деятельности «Сколково», мы видим, что в рамках нашего проекта сформирована живая, функционирующая экосистема из компаний разрабатывающих как космические средства в виде ракет-носителей, космических аппаратов и их компонентов и систем, так и продукты и услуги на основе данных полученных из космоса – проекты в сфере навигации и космической съёмки.

Мы также поддерживаем проекты в сфере производственных технологий в аэрокосмической сфере – аддитивных технологий и композитов. Добавьте к этому нашу особую точку роста – БПЛА, которые зачастую дополняют или заменяют спутники для многих применений и получите сообщество, постоянно взаимодействующее внутри себя и с внешней средой, рождающее новые идеи для бизнеса и технологических инноваций. Группа энтузиастов бесспорно может начать заниматься таким проектом, но в какой-то момент группа должна стать компанией. Это связано с самим характером космических технологий, контролируемых и лицензируемых государством, имеющих критическое значение для безопасности государства. Действительно, государственное регулирование и ограничения имеют место – многие космические стартаперы жалуются на недоступность и закрытый характер основополагающих документов и стандартов в сфере разработки космической техники. Многие аспекты, ограничивающие космическую деятельность, действуют только при работе с государством, например, когда оно является заказчиком космической техники (как в случае с компанией «ДаурияАэроспейс») или когда речь идёт о работе по созданию ракет, которые по определению являются источниками повышенной опасности и требуют соответствующих мер обеспечения безопасности.

С другой стороны, государство ведёт работу по облегчению ряда направлений космической деятельности, там где наиболее активны частники – это создание малых космических аппаратов и обработка и распространение данных космической съёмки. Таким образом, деятельность таких компаний в перспективе должна становиться легче. Фонд «Сколково» готов помогать таким молодым командам в создании своего продукта через свои инструменты – программу акселерации, грантовую поддержку, налоговые и таможенные льготы, доступные сколковским участникам, а также помощь в сфере защиты интеллектуальной собственности.

- Насколько российские негосударственные компании продвинулись в космическом секторе? Какие успешные проекты можно назвать?

- Из более чем 180 компаний, которые являются резидентами Фонда, можно выделить целый ряд проектов по всем направлениям деятельности космического кластера. В сфере создания космической техники – это, безусловно, «Даурия Аэроспейс», создающая малые космические аппараты. Компания уже запустила 3 космических аппарата, два из которых – малые спутники Perseus проданы прямо на орбите компании AquilaSpace (цена сделки от 280 до 390 млн.рублей). В планах компании запуск двух спутников дистанционного зондирования Земли, МКА-Н – по заказу Роскосмоса, своя спутниковая группировка Auriga, разработка которой профинансирована в том числе из сколковского гранта, а также разработка спутников связи по заказу индийской Aniara Communications.

Другим примером компании, создающей космическое железо, является «Спутникс». Проект направлен на разработку и создание микроспутников и бортовых систем по принципу Plug-n-Play. Изначально у компании была другая идеология, нежели чем у «Даурии» - ориентация на разработку систем космического аппарата своими силами. В итоге, компания в 2014 году создала и запустила первый в России частный спутник. Компания смогла привлечь стратегического инвестора - МКК «Космотрас». «Спутникс» диверсифицировал свою сферу деятельности и занимается сейчас созданием наземной инфраструктуры, а также образовательных продуктов. Вдобавок к этому, компания совместно с резидентом ядерного кластера «Анизопринт» работает над проектом по 3D-печати в космосе.

- Поговорим о применении космических технологий в сельском хозяйстве в России. Как правило, это навигация и отслеживание положения работающей на полях техники. Что может отрасль предложить аграриям еще? Насколько этот рынок готов к технологическим переменам? Возможно ли субсидирование приобретенных новых решений (есть ли примеры)?

- На наш взгляд ещё одним серьёзным направлением, внедрения космических технологий в сельское хозяйство является применение спутниковой съёмки для мониторинга посевов. Современные космические аппараты могут проводить съёмку сельскохозяйственных угодий с разрешением до 0,3 м. на пиксель. Данные с таким разрешением ещё несколько лет назад невозможно было найти на коммерческом рынке – они являлись прерогативой военных. Но это не главное – современные спутники могут получать гиперспектральные изображения, позволяющие увидеть цветовые свойства объектов, неразличимые человеческим глазом. Гиперспектральная съёмка позволяет увидеть увлажнённость полей, отследить здоровье всходов, различать виды сельскохозяйственных культур. На основе этих данных становится возможным более точное нанесение удобрений и пестицидов, выявление областей, требующих дополнительного увлажнения.

С другой стороны, повышается временное разрешение космической съёмки, вплоть до того, что становится возможным ежедневный спутниковый мониторинг сельхозугодий, за счёт выведения на орбиту больших группировок спутников для космической съёмки Земли. В итоге происходит стремительное накопление данных космической съёмки, полученных в разных спектральных диапазонах, с разным разрешением и в разное время. Эти огромные объёмы неструктурированнных данных – BigData, при их правильном анализе могут сказать намного больше, чем отдельный спутниковый снимок, показывая динамику состояния сельхозземель, всходов, урожайность и т.д. Уже сейчас при помощи аналитики спутниковых снимков можно предсказывать урожайность посевов и даже получать рекомендации о предпочтительном выборе культуры для сева в следующем сезоне.

Такие услуги могут быть полезны как страховым компаниям, так и агрохолдингам. Но что более интересно, использование спутниковых данных становится сейчас доступным и для обычных мелких фермеров – цены на спутниковую съёмку падают, а благодаря новым космическим стартапам становится возможным получение снимков небольших территорий. В ближайшем будущем фермеру совсем не обязательно будет даже разбираться в спутниковом снимке, достаточно будет подписаться на услугу, по сути помогающую принятию решений, подсказывающую фермеру пути для достижения оптимального результата. Вероятно, что на Российском рынке достаточно долгое время восприятие технологических трендов, в том числе касающихся использования результатов космической деятельности, будет оставаться инертным. Виной тому множество факторов – от достаточно низкой технологической базы сельского хозяйства, из-за чего существует большой резерв для совершенствования эффективности и урожайности агробизнеса до низкой осведомлённости фермерства о возможности использования космических технологий в сельском хозяйстве.

Впрочем, проведённая в «Сколково» весной 2016 года конференция «Точное земледелие» собрала большое количество представителей агробизнеса, ищущих инновации, применимые в сфере их деятельности. Таким образом, можно говорить, что спрос на технологии точного земледелия и использования продуктов, интегрирующих внутри себя космические технологии – от точной навигации сельскохозяйственной техники на полях, до мониторинга полей определённо существует. В любом случае, мы уже запланировали проведение в 2017 году подобной конференции и ожидаем увидеть там представителей сельского хозяйства со всей России.

- Стартап в сфере IT или услуг понятен многим. Но космическая отрасль это более сложная и серьезная сфера. Есть ли перспективные российские стартапы в ней и насколько реальны их проекты - можно с примерами?

- Хотелось бы сказать, что представление о космическом стартапе, как о компании, создающей «железо» не всегда верно. Часто космический стартап – это тот же самый ИТ-стартап, только использующий данные, полученные из космоса. Если мы посмотрим на космические рынки, то по объёму только 10% это космическая техника, включая все ракеты, спутники и т.д., а 90% космических рынков составляют продукты и услуги на основе данных, полученных из космоса.

Это, прежде всего, спутниковые телекоммуникации – передача данных, спутниковые телефоны, спутниковое телевидение, затем продукты и услуги на основе спутниковой съёмки и навигационных данных со спутников. Геоинформационные системы, продукты для сельского хозяйства, планирования городов, наблюдения за лесами и океанами, мониторинга ресурсов – всё создаётся на основе спутниковых данных, постепенно интегрируя в себя данные, создаваемые и беспилотными летательными аппаратами, выполняющими те же цели на более локальном уровне. И с этой точки зрения в «Сколково» существует ряд космических стартапов, создающих продукты на основе космических данных. В пример можно привести проект «Имэджэйри», создающий онлайн-платформу, предоставляющую пользователям доступ к геопространственным данным и аналитике. Данная компания была основана выпускницей Сколковского института науки и технологий (Сколтех) - Екатериной Котенко-Ленгольд.

Помимо инноваций в обработке спутниковых данных присутствует и новая бизнес-модель, ориентированная на предоставление по подписке информации и аналитику для конечного пользователя. Стартап также создаётAPI для других стартапов в области точного земледелия, городского планирования и других сфер деятельности. Другой сколковский стартап - Aerostate - способен дать нам информацию о воздухе, которым мы дышим. Технология резидента кластера космических технологий предоставляет доступ к подробным и точным прогнозам качества воздуха по всему миру через простое веб-API. Информация об эмиссиях тех или иных газов поступает с большого количества источников: спутники, дроны, наземные сенсоры. Затем весь огромный массив bigdata пропускается через разработанные научным сообществом в лице NOAA, EUMetsat и других организаций модели распространения и переноса химических веществ для получения предварительного прогноза качества воздуха. На завершающем этапе промежуточные результаты анализируются нейронной сетью и передаются в веб-API, формируя карту загрязнения городского воздуха. Каждый пользователь может просмотреть показатели содержания взвешенных частиц, угарного газа, моно- и диоксида азота, озона, оксида серы или увидеть интегральный индекс качества воздуха в заданном месте в заданное время суток.

Пространственное разрешение отображения информации сервисом Aerostate составляет 1 км, что более чем достаточно для пользователей, желающих узнать, какое место и время оптимально для занятий фитнесом на открытом воздухе. Сервис Aerostate обладает прогностической функцией, раз в сутки рассчитывая предположительный статус качества воздуха, основанный на алгоритмах машинного обучения. Что самое важное, применение нейросетей делают прогноз всё точнее с течением времени – чем больше собирается данных для её обучения, тем лучше она способна выявить потенциальные угрозы нашему здоровью. Пока что сервис анализирует данные по загрязнению атмосферы для нескольких городов, в числе которых Москва, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лондон. На очереди другие мегаполисы, для которых сейчас идёт построение моделей загрязнения. В перспективе сервис будет применяться для сельского и лесного хозяйства, целей городского планирования и иных перспективных рынков

  

Источник: gazeta.ru