На международной промышленной выставке ИННОПРОМ в Екатеринбурге прошёл круглый стол «Трансфер высоких технологий: как построить дорогу с двусторонним движением».
Представители российского и международного бизнеса, институтов развития обсудили лучшие практики, потенциал, особенности и недостатки организации трансфера технологий в России – основного механизма продвижения инноваций и внедрения их в реальной сектор экономики. Основным спикером мероприятия стал генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим Шерейкин. Модерировали круглый стол председатель отраслевого отделения «Деловой России» по бизнес-акселерации, член генсовета Виктор Ларионов и исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Николай Грачёв. В мероприятии также приняла участие член генсовета «Деловой России», совладелец ГК «Энергия» Ольга Прокофьева.Круглый стол стартовал с презентации Максима Шерейкина. «Сейчас агентство авторизуется, в том числе на этом форуме, в глазах наших потенциальных партнёров и заказчиков. Мне также очень важно ваше мнение, ваши мысли и идеи в отношении того, как агентство должно работать», – начал он своё выступление. Он рассказал, что во время его работы в Калужской области в 2000-х годах инвесторы оценивали российское технологическое развитие с точки зрения привлечения поставщиков для себя как «технологическую пустыню». По словам Шерейкина, сейчас это обернулось, например, убытками одного из крупнейших российских автоконцернов, который свои новейшие модели делает из зарубежных комплектующих.В последние два-три года, когда стала актуальна тема импортозамещения, многие удивились, что не вся российская продукция соответствует по цене и качеству тому уровню, к которому страна привыкла, продолжил глава Агентства по технологическому развитию. «Осознание этого привело к тому, что президент Российской Федерации в своём послании Федеральному Собранию в 2015 году сказал создать Агентство по технологическому развитию», – напомнил Максим Шерейкин. По его словам, миссия агентства – помогать российским предприятиям во внедрении технологических решений мирового уровня. Глава новой структуры подробно рассказал об услугах, которые будет оказывать агентство.Комментируя его выступление, делоросс Ольга Прокофьева рассказала о своих ожиданиях от деятельности Агентства по технологическому развитию. «Я представляю средний бизнес, основное направление – машиностроение и металлургия, – сообщила она. – У нас один завод по производству труб для нефтегазового сектора, а два новых завода – по производству компонентов для авиации с базовым заказчиком – “Гражданскими самолётами Сухого”. В рамках второго направления мы отработали схему по трансферу технологий».По её словам, совместно с немецким производителем станков DMG компания Ольги Прокофьевой создала СП. «Но всю эту сделку мы по сути вынесли на своих плечах: нашли контакты, целиком сделали технологический и финансовый due diligence, сделали инжиниринговую разработку, и сейчас совместно с ними выстраиваем этапы финансирования и внедрения технологий в Россию. На наших же по сути плечах лежит груз ответственности по внедрению этих разработок в ОАК, потому что российские госкомпании пока скептически относятся ко всему новому, что вызывает сложности в трансфере технологий из-за границы».Ольга Прокофьева считает, что наиболее востребованными услугами со стороны нового агентства будут, во-первых, упрощение создания СП и процессов коммуникации по внедрению конкретных разработок в России, во-вторых, помощь по структурированию сделок («поскольку пока это узкое горлышко»), и в-третьих, доступ к финансовым инструментов. «Если на базе РВК, “Сколково” и того же Агентства по технологическому развитию будет выстроена новая модель, это будет интересно для бизнеса. Агентство должно работать как единое окно, которое поможет и найти технологию, привезти её в Россию, внедрить, помочь создать СП», – сказала она.Резюмируя итоги дискуссии, Виктор Ларионов отметил, что агентству важно как можно раньше предложить рынку конкретные продукты наподобие 50 тиражируемых технологических решений, не очень глобальных, а конкретных историй, в которых бизнес будет узнавать себя. «Скорость выведения таких продуктов, может быть, даже более важна, чем охват всего, чем наделили агентство. С точки зрения доверия к агентству профессиональных участников рынка быстрые, пусть и локальные истории успеха и их правильный пиар сделают очень многое», – пояснил Виктор Ларионов.Он также добавил, что дискуссия шла только об импорте технологий и не касалась их экспорта. «При этом у многих резидентов «Сколково» и не только у них как минимум есть амбиции, а зачастую и подтверждённые компетенции, которые позволяют компаниям выходить на мировой рынок с экспортом технологий», – заметил делоросс. Он предложил Максиму Шерейкину рассмотреть возможность поддержки и таких компаний.
Источник: deloros.ru