Эксперты по инновациям считают, что космическая отрасль зарегулирована в стране даже больше, чем РЖД. Хотя, казалось бы, куда уж больше! "ДП" решил разобраться, могут ли появиться в российской космонавтике свои Илоны Маски и Ричарды Брэнсоны.


 

Но в другой российской частной космической компании, "Спутникс", считают, что мини–гонку за частную российскую космонавтику выиграли они. И если "Даурия" запустила свой спутник ракетой "Союз" 8 июля 2014 года, то "Спутникс" вывел свою "ТаблетСат–Аврора" на пару недель раньше — 19 июня 2014 года на ракете "Днепр". "Поэтому мы считаем, что мы были первыми. Но мы договорились: будем писать в новостях, что у нас был "первый российский спутник дистанционного зондирования", а они — "первый российский спутник автоматической идентификации судов"", — рассказывает генеральный директор "Спутникса" Андрей Потапов.

Космическая гонка для "Даурии" и "Спутникса" началась примерно в одно и то же время — с 2011–2012 годов, когда они стали резидентами "Сколково". Еще в 2012 году они сидели практически в соседних комнатах в бизнес–центре "Урал". Но история рождения "ровесников" очень разная. "Даурия" — это проект российского частного инвестора и бывшего владельца сети "Техносила" Михаила Кокорича. Он вместе с другими сооснователями — Сергеем Ивановым и Дмитрием Ханом — вложил в проект примерно $10 млн и в 2011 году открыл компанию. Позже в проект $20 млн инвестировал фонд I2BF Global Ventures Ильи Голубовича. Голубович в интервью Forbes объяснял, что до этого в России были только частные космические компании, которые "перепродают чужие снимки с чужих спутников", а в фонде хотели найти тех, кто будет фотографировать землю самостоятельно собственными аппаратами. Из этих денег $3–5 млн ушли на разработку DX–1 и создание инфраструктуры и $4–5 млн — на разработку Perseus–M. Еще небольшой грант предоставил фонд "Сколково".

Компания "Спутникс" возникла как проект ГК "Сканэкс", которая специализируется на обработке и предоставлении спутниковых снимков Земли. "В один момент в "Сканэксе" возникла идея создать собственный спутниковый проект", — вспоминает заместитель директора "Спутникса" Станислав Карпенко. В 2009 году он работал там инженером. "Сначала проект предложили другим ребятам, но они отказались. А мы сказали: сделаем", — вспоминает он. На все про все было выделено 3 месяца. "Нас спасло такое понятие, как "перенос сроков запуска", — признается Станислав. В итоге на разработку ушло 2,5 года, а система "Чибис–М" была запущена. В 2011 году "Спутникс" становится самостоятельной компанией и резидентом "Сколково". На развитие проекта, по словам Андрея Потапова, "Сканэкс" выделил около 10 млн рублей, "Сколково" предоставило грант 29,5 млн рублей. О причинах выхода "Сканэкса" из проекта в компании "Спутникс" говорить не стали. Представитель компании "Сканэкс" в ответ на вопросы "ДП" не стал комментировать причины создания спутникового проекта и отделения "Спутникса". Были и другие инвесторы. В частности, согласно выписке ЕГРЮЛ на 22 мая, 33,34% доли в ООО "Спутникс" принадлежит ЗАО "Международная космическая компания "Космотрас". Компания была одним из инвесторов "Спутникса", подтвердил Андрей Потапов.

С маленьких спутников начать работу планируют и в компании Yaliny, которая намерена обеспечить спутниковым Интернетом со скоростью до 5 Мбит / с абонентов в любой точке Земли. В компании рассчитывают, что стоимость услуг составит $10 в месяц, еще от $150 до $199 — цена оборудования для приема сигнала. "Маленькие кубсаты — это отличная возможность протестировать разработанные нами системы — солнечных и звездных датчиков, бортового компьютера, GPS–ресивера, одного из видов радиоканала", — говорит партнер компании Иван Иевлев. Однако для развертывания основной группировки в компании будут использовать 144 полноразмерных спутника по 600 кг каждый.

О себе Yaliny заявила в 2014 году, когда открыла на краудфандинговой платформе Indiegogo сбор под проект $250 тыс. Удалось собрать только $4,2 тыс. После этого в компании перешли к поиску инвесторов. Сооснователи Yaliny — Вадим Тепляков и бывший президент "Одноклассников" Никита Шерман. Первоначально Вадим Тепляков вложил в проект $1 млн собственных средств. Также он привлек в проект средства частных инвесторов, которые получили за это меньше 10% акций компании, писали СМИ.

     

Источник: dp.ru