12 июня во Франции завершился международный этап молодёжных робототехнических соревнований EUROBOT-2016, посвящённых в этом году пляжной тематике.


 В соревнованиях приняли участие более 30 команд, а от России было три участника. Лучший результат продемонстрировала команда Сколтеха reSET, заняв 13 место. На российском этапе reSET на голову опередил своих соперников, причём автономные роботы этой команды справились с заданиями даже лучше, чем телеуправляемые роботы, которые соревновались  в категории «юниоры». Руководитель команды – профессор, заведующий лабораторией интеллектуальной космической робототехники Сколтеха Дмитрий Тетерюков – рассказал STRF.ru, в чём был секрет успеха его студентов и почему на площадке кипят не только спортивные страсти.

Дмитрий Тетерюков: «Чтобы робототехника в России развивалась, Нужно создать конкуренцию внутри страны» 

Дмитрий, что можете сказать о результате своей команды?

Впервые в истории Eurobot команда, впервые участвующая в соревновании, вошла в топ 16 команд, то есть в 1/8 финала, что намного лучше, чем сборная России по футболу, которая играла тоже во Франции. Напомню, что в соревнованиях в Париже были только победители национальных первенств, всего 32 команды не только из Европы, но и из Азии. Команда reSET была единственной, которая достойно представила Россию. В последнем матче с командой из Швейцарии публика восприняла наше поражение как победу, наш робот сумел объехать робота соперника, забрать кубики, но не смог доставить их в нужную точку.

Вы будете делать «работу над ошибками»?

Профессионалы всегда делают работу над ошибками. Прошу прощение за нескромность, но успех reSET это не чудо, это работа профессора с мировым именем, профессионального инструктора Алексея Гонноченко, и умных, мотивированных магистрантов Сколтеха.

Главное чтобы работу над ошибками сделали все структуры, которые отвечают за развитие робототехники в России. Если не будет достойного финансирования, то в следующем году просто некому будет представлять страну на Eurobot. Ведь решение лежит на поверхности, нужно создать конкуренцию внутри страны.

Можно было бы выделить гранты на три лучшие команды из России и один грант на развитие для перспективной команды. Каждый год команда с худшим результатом исключалась бы из грантовой поддержки. Тогда каждый год проходило бы обновление команд, и развивалась инженерная школа России, на которую ориентировались бы вузы всей страны.

Расскажите подробнее, какие задачи стоят перед командами в соревновании EUROBOT?

Задачи в этом году были придуманы, исходя из того, что может понадобиться на пляже. Например, робот закрывал кабинки, ловил рыбок, строил «замок из песка» (по сути, башню из кубиков). Это, кстати, совсем нетривиальная задача: надо разработать кинематику такого механизма. Некоторые пользовались пневматическими присосками, которыми робот «берёт» кубик. У нас оказалась самая продвинутая схема: кубики захватывались адаптивным манипулятором, собирались внутри робота, после чего робот активировал присоски и забирал второй ряд кубиков. Потом их надо было выгрузить в нужном месте. Завершался этап открытием зонтика, и для этого тоже нужен свой механизм. А второй автономный робот должен был «ловить рыбу» с помощью магнитного манипулятора. Нашими роботами приходили любоваться все команды, они умели выполнять точное позиционирование в пространстве.

reSET
Роботы команды reSET, участники Eurobot 2016 

В робототехнических конкурсах часто участвуют индивидуальные конструкторы, почему здесь соревновались именно команды?

Индивидуальные соревнования, такие как WorldSkills, – это уровень детей, школьников. «Eurobot» – это профессионалы. Там участвуют люди, у которых есть опыт. Соответственно, роботы, которые там представлены, очень умные, дорогие и невероятно сложные – каждый оснащен ультразвуковыми датчиками, инфракрасными, лазерными сканерами. Один робот – как Tesla Car. Это очень крутая конструкция.

Именно из таких команд как reSET появляются успешные стартапы. Они знают, как создавать технологии, распределять время и задачи между каждым участником команды, team building.

Один человек такое придумать не может, команда – это половина успеха.

Давайте тогда поговорим об участниках команды reSET. Они все Ваши студенты. Как они пришли к тем решениям, которые были реализованы в роботах?

На моём курсе по робототехнике и управлению динамическими системами ребята отчитываются проектами. Результат их работы – это проектирование и управление роботом.

Робот двигается, выполняет определённые задачи – значит, это компетентная команда. Люди понимают, что они делают, все работали в режиме 24/7, поэтому мы и продемонстрировали хороший результат. После лекции команда занималась с инструктором, где они реализовывали свои идеи в железе.

reSET
Команда reSET 

 

А те теоретические выкладки, схоластика, которая распространена как основа инженерного образования у нас в России – это прошлый век, от которого отказались все университеты мира. В целом у нас до сих пор живёт глубоко в мозгу, что мы должны отчитываться только формулами. Это неправильно, это неэффективная схема.

Есть ли у представленных роботов какое-то практическое применение?

Международный этап во Франции – это на самом деле соревнования компаний. Главных претендентов поддерживают мощные корпорации. Французские команды, например, – французские автоконцерны, потому что они берут к себе под крыло лучших конкурсантов, начиная со школы. Им нужны люди, которые знают, как создавать машины и управлять ими. Как только команда побеждает или вырывается в лидеры, её участников берут на лучшие позиции в лучшие компании.

У нашей команды было несколько спонсоров, например резидент Сколково Rock Flow Dynamics, за это спасибо директору Робототехнического центра Альберту Ефимову, швейцарская компания Maxon Motor, Авитон, Phoenix Contact. Основное финансирование команды обеспечил Сколтех.

Сейчас российская школа робототехники разрушена, потому что мы зациклились на своей стране и не видим, что происходит в мире. Тезисы что мы можем всех догнать за считанные годы, и наше образование соответствует мировому – глубоко ошибочные. Чтобы расти, нам надо брать лучший опыт. Мы старались достойно представить страну, но уровень финансирования и вовлечения компаний в поддержку команд просто не сопоставим. В этом плане

показателен опыт Сербии, да-да, страны которую мы считаем младшим братом, но которая по робототехнике нас превосходит.

В этом году от Сербии приехало 3 команды, около 40 человек. Сербские команды MBS и M41+ заняли 2 и 3 место, соответственно. Это результат многолетних усилий Университета Novi Sad, который известен своими успешными стартапами. Первое место на протяжении нескольких лет завоевывает команда из Франции RCVA.

Как Вы считаете, что может заставить такие яркие умы остаться в России, а не поехать за контрактами в ту же Европу?

Это очень интересный вопрос. С одной стороны, наша страна входит в десятку лучших по среднему образованию. Но если мы посмотрим по университетам, то увидим совсем другую картину. Наш лучший вуз МГУ занимает 161 место в мире по версии Thomson Reuters и у нас один Нобелевский лауреат Жорес Алферов. Я считаю, что это провал для страны с такой славной историей развития науки и технологий и обладающей такими огромными ресурсами, как человеческими, так и природными.

Ситуация такова: школьники качественно подготовлены, но если у них нет возможности учиться в хороших университетах здесь, они будут уезжать за границу.

Чтобы это исправить, необходимо значительно увеличивать не только финансирование, но и профессиональный уровень профессоров. Что происходит – в Китае и Индии? Они возвращают всех своих успешных специалистов, дают им любые возможности и не напрягают их бюрократией. Я же трачу 80 % своего времени именно на бюрократию и только 20 % на работу, а у моего коллеги из Китая обратное соотношение. Там back office работает на front office – на профессоров, это главные люди любого университета, они определяют как развитие научного направления, так и развитие всего университета.

Но и компании! Нам нужны лаборатории, где наука объединена с высокотехнологичным производством, чтобы студенты и их проекты не были оторваны от реальности.

Смысл в том, чтобы практическая сторона победила «бесполезную» теоретическую.

Теория должна быть применена на практике, она должна давать полезные знания, а не быть самоцелью. Эта фраза должна быть девизом российской науки.

Со своей стороны, я делаю всё, чтобы в России появилась робототехническая школа мирового уровня.

   

Источник: strf.ru