В России завершился очередной Startup Tour – самое масштабное мероприятие в России и СНГ по поиску инновационных проектов в сфере высоких технологий и развитию начинающих стартап-команд. Его проводит Фонд «Сколково» совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и «Роснано». Финалисты тура встретятся 2-3 июня в Сколково на крупнейшей в Восточной Европе стартап-конференции Startup Village. Об итогах Startup Tour рассказывает его руководитель, генеральный директор Технопарка «Сколково» Ренат Батыров.


Ренат Батыров. Фото: Sk.ru

Что представляет собой Startup Tour в 2016 году?

Ренат Батыров:

Startup Tour – это марафон по регионам России в поисках молодых талантов, который фонд «Сколково» проводит уже не первый год. Каждый год наше роуд-шоу эволюционирует, потому что меняются и запросы, которые приходят к нам из регионов, и вызовы, стоящие перед нами. Несколько лет назад мы работали в первую очередь над тем, чтобы привлечь больше проектов и участников. 

В этот период «Сколково» несправедливо обвиняли в том, что оно «пылесосит» регионы, вывозя к себе лучшие кадры. В реальности наши участники остались работать в своих городах. Лучшие из них получили статусы резидентов фонда «Сколково», гранты, доступ к сообществу инвесторов, а также к нашей партнерской сети, в которую входят более 60 мировых и российских корпораций, в том числе Intel, SAP, EMC, РВК, «Россети» и др. Некоторые из победителей пожелали открыть в «Сколково» свои исследовательские подразделения. 

На этапе экстенсивного развития мы накопили около полутора тысяч проектов и решили, что пора несколько изменить наш подход. Сейчас «Сколково» видит свою задачу шире: не только искать новые проекты, но и помогать развитию местных сообществ. Дело в том, что в ряде регионов начали формироваться сообщества разработчиков, инвесторов, бизнес-ангелов, и мы учитываем их наличие, когда утверждаем список городов Startup Tour. Мы встречаемся, обсуждаем их планы и смотрим, чем можем быть полезны. 

Есть еще одна задача – образовательная. В нее входит обучение ведению бизнеса – как управлять продажами, персоналом, как защитить интеллектуальную собственность и так далее, – и повышение технической грамотности участников. В этом году мы впервые уделили большое внимание анализу трендов, объяснениям, куда движется отрасль, где возможен рост, к чему есть интерес у инвесторов.

Кроме того, первый день тура мы посвящаем так называемой «менторской сессии» – она тоже в значительной мере несет образовательный характер. Любой желающий, даже если он не участвует в конкурсе, может прийти со своим проектом и выступить перед экспертами. Авторы получают полезные советы, и случается так, что после этого участники конкурса за ночь переделывают презентацию и выступают в своей секции уже значительно лучше. 

 

CNews:Растет ли интерес к Startup Tour в регионах?
 
Ренат Батыров:

По сравнению с первыми турами число заявок возросло многократно. Раньше, приезжая в город с населением полмиллиона человек, мы радовались, если подавалось 20–25 заявок. Сегодня же минимальное число заявок по городам 160, среднее 250–300, а максимум – 473 заявки. Победители получили грант от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в размере 2 миллионов рублей на реализацию проектов. 

Startup Tour проходит по многим городам, но страна у нас большая, поэтому сложно за один раз охватить свыше 10–12 городов. Мы предпочитаем приглашать участников из других населенных пунктов туда, где проходит тур. Например, в Челябинск приезжали стартаперы из Екатеринбурга, Оренбурга и других городов. 

Повышенное внимание к Startup Tour мы видим не только со стороны разработчиков. Есть большой прогресс в том, как растет интерес бизнес-аудитории и местных властей. Как правило, «Сколково» опирается на них при организации тура – они берут на себя все затраты, а мы оплачиваем только собственные командировочные расходы. Такая помощь с их стороны говорит о том, что мы все делаем правильно и наша работа нужна регионам.

 

Какое участие принимают ваши партнеры в роуд-шоу? 
Ренат Батыров:

У роуд-шоу более десяти компаний-партнеров, многие из них участвуют сразу в двух конкурсах – Startup Tour и Startup Village. На второе мероприятие попадают только лучшие из победителей Startup Tour, причем сразу в полуфинал без предварительного отбора. Хотя авторы проектов могут подать заявки на Startup Village и без участия в Startup Tour. 

Каждая компания-партнер преследует собственные цели. Например, «Россети» очень заинтересованы в привлечении новых идей, и их представители выступают во многих городах, рассказывают, какие технологии и продукты им нужны, какие стартапы они поддерживают. Так что участники вполне могут войти в бизнес «Россетей» со своими проектами. Большой интерес к конкурсам проявляют компании SAP, EMC, «Роснано», Intel и другие. Есть и местные партнеры, помогающие нам провести конкурсы в своих регионах. 

CNews:Как стартапы могут принять участие в роуд-шоу «Сколково»? Что им нужно знать?
Ренат Батыров:

Сначала они должны зарегистрироваться на нашем сайте. Мы анализируем профили потенциальных участников и принимаем решение, нужно ли проводить в этом городе этап Startup Tour, и кого из спикеров привозить. Смысл этого в том, что если большинство участников студенты технических вузов, то для этой аудитории нужны одни специалисты, если сотрудники ИТ-компаний, то другие.

После регистрации авторы проектов могут бесплатно принять участие в конкурсе. Они загружают на сайт свою презентацию, ее смотрят эксперты и выставляют свои оценки. Заявки, получившие высокий средний балл, проходят в число финалистов, а разработчики могут принять участие в менторской сессии и конкурсной программе. 

Свою тему участники должны раскрыть во время 15-минутного выступления. Мы понимаем, что это очень жесткое ограничение, но проектов много, все должны успеть выступить за день. И, кроме того, таким образом мы не позволяем аудитории заскучать. Я ни разу не видел, чтобы к концу дня уходило много людей: все сидят и слушают презентации. 

Один из наших традиционных лекторов – идеолог и сооснователь проекта Пекка Вильякайнен. Он создал большое стартап-сообщество в Финляндии, а сегодня помогает нам сделать его в России. Его выступление посвящено тому, как нужно организовывать продажи своих стартапов. Мы ведь знаем, что «писать картины – ремесло, а продавать их – род искусства». И у тебя может быть отличная технология, прекрасный проект. Но если ты не научился его продавать, если не нашел тех, кому он нужен за хорошие деньги, то такому проекту грош цена в буквальном смысле.

Я и сам выступаю с коротким докладом на тему «Мифы о «Сколково». Сеанс практической магии с разоблачением». Надеваю мантию, цилиндр и показываю фокусы, попутно рассказывая о том, какие существуют ложные представления и мифы о «Сколково», и как все обстоит на самом деле – с фактами, с фотографиями, с отзывами людей, которые помогали нам эти мифы развенчивать. Интересно, что в ходе бесед с участниками моя коллекция мифов постоянно пополняется.

Что вы можете сказать об участниках Startup Tour в этом году? 
 
Ренат Батыров:

Я могу назвать несколько самых интересных проектов этого года, чтобы был понятен их уровень. В Тольятти первое место занял Алексей Семенов с проектом устройства для мониторинга и оценки параметров окружающей среды и микроклимата помещения, в Туле – Денис Кулаков с разработкой онлайновой проектной и расчетной системы, в которой роль главного проектировщика передается клиенту. В Краснодаре лучшим стал проект Андрея Смирнова, позволяющий фермерам и агрофирмам повышать урожайность за счет контроля состояния почв и оповещения о критических ситуациях. В Новосибирске Александр Молчунов представил систему онлайн-рекламы на основе технологий искусственного интеллекта, во Владивостоке Николай Ульянычев показал медицинский программно-технический комплекс для удаленного беспроводного контроля тонов сердца и процесса дыхания на основе носимого миниатюрного датчика, а в Иркутске Дмитрий Киргин разработал программно-аппаратный комплекс по определению расстояния до прорывов в трубопроводах. Самый наукоемкий проект представила команда Елены Морозовой в Калининграде – это искусственный аналитический интеллект, предназначенный для решения и прогнозирования проблем обыденной жизни и отношений людей. 

Больше всего регистраций было в Таганроге, где, помимо местных, заявились и участники из Ростова и других городов. Далее идут Тольятти и Краснодар. Это только заявленные участники. Если же говорить о тех, кто принял участие в конкурсе, то на первом месте Тольятти – 473 участника, на втором Алматы, где мы также работаем, и на третьем – Таганрог. 

CNews:Вы общаетесь с конкурсантами – вы видели среди них людей с большим будущим, тех, кто может стать лидером в своей области? 
Ренат Батыров:

Мы таких людей видим каждый год. Например, в прошлом году в Ростов из Ставрополя приехал молодой человек по имени Иван – он не был участником конкурса, просто подвез своего друга. Он остался послушать доклады, заодно познакомился с людьми. В этом году он приехал со своим проектом из области сельскохозяйственных технологий и сразу занял призовое место. Его можно назвать очень ярким человеком. За этот год я его только в Сколково видел раза три: он приезжал, о чем-то договаривался, работал над своим проектом. 

Будущие «Стивы Джобсы» интересны, но не менее важно вдохновить еще тысячи человек. Я совершенно точно знаю, что для большинства регионов Startup Tour – самое главное мероприятие года по этой теме. И после нашего отъезда города, регионы немножко меняются. Мы сеем зерна будущего успеха, и некоторые из них прорастают. У нас есть такие примеры, как компания из Екатеринбурга, основатель которой сначала выступил в Челябинске, призового места не занял, сразу же поехал в другой город нашего тура, там уже победил, приехал на Startup Village, и там тоже одержал победу, получил грант, стал участником проекта «Сколково» и привлек инвестиции на несколько миллионов рублей.

  

Чем привлекателен Startup Village для стартаперов? 
 
Ренат Батыров: Startup Village, который является логическим продолжением Startup Tour, – это лучшее, что можно сделать для встречи разработчиков с инвесторами. В этом году мы ожидаем около 15 тысяч участников, из них более тысячи инвесторов, причем большинство из них зарубежные. Традиционно его посещает премьер-министр Дмитрий Медведев. Но все-таки это мероприятие не для чиновников, это – наш фестиваль инноваций для стартаперов. Два дня на шести площадках они будут выступать перед инвесторами. У каждого есть шанс получить в финале приз 5 миллионов рублей и статус участника проекта «Сколково». Еще не было случая, чтобы компания-победитель потом не привлекла инвестиции на развитие. И, кстати, среди победителей нет ни одной московской компании, все они – из регионов России. 

   

  

Источник: cnews.ru