Нефтегазовый сектор в условиях запрета импорта оборудования лидирует по внедрению инноваций. Здесь хотят дешево добывать и перерабатывать ресурсы, поэтому «зеленый свет» дают даже стартапам. Вице-президент, исполнительный директор Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Николай Грачев рассказал, какие разработки сегодня пользуются спросом.


Модернизация и повышение эффективности топливно-энергетического комплекса в России связаны в основном с трансфертом зарубежных технологий и импортом оборудования. Как в условиях ограниченного импорта справляется ТЭК?

  

На протяжении последних десятилетий использование иностранных технологий было действительно ключевым трендом на рынке. Естественно, в разных сегментах присутствуют и отечественные поставщики оборудования, но их позиции в сравнении с международными игроками были не так сильны. Существенная доля нефтесервисного рынка принадлежит иностранным компаниям. Из-за ограничения импорта интерес к отечественным технологиям в нефтегазовом секторе, к их локализации значительно возрос. Мы в «Сколково» видим это на конкретных примерах. Так, ряд российских сервисных компаний активно ищет новые технологии, в том числе среди резидентов нашего Нефтегазового центра, чтобы заместить международных игроков в российской «нефтянке». Также интерес российских нефтегазовых компаний к разработкам сколковских стартапов за последние год-полтора качественно вырос. Уже несколько десятков наших компаний проводят испытания или продают свои решения в таких компаниях, как «Газпромнефть», «РИТЭК» («Лукойл»), «Роснефть» и «Татнефть». Но для того, чтобы действительно уйти от критической импортозависимости, необходимо развивать высокотехнологичные нефтесервисные и инжиниринговые компании, стимулировать создание консорциумов для решения крупных отраслевых задач, дополнительно поддерживать разработчиков и производителей новых технологий и оборудования. Необходимый интеллектуальный потенциал для этого в стране есть. Только в Нефтегазовом центре «Сколково» работает более 110 стартапов – тридцатипроцентный прирост за прошлый год!

Вы верите в эффективность политики импортозамещения?

Как мне кажется, правильнее говорить не про импортозамещение, а про разработку и продвижение технологий, имеющих экспортный потенциал. На этом принципе строится подход Фонда «Сколково». Мы смотрим и отбираем не те технологии, которые решают вопросы импортозамещения, а действительно конкурентоспособные решения, которые лучше по характеристикам не только российских, но и зарубежных аналогов. Необходимо всегда работать на опережение – осваивать действительно лучшие технологии, от точечных решений переходить к интегрированным, выходить на зарубежные рынки.__ Только тогда есть шанс создать новые и в долгосрочной перспективе успешные компании и не выпасть из рынка после отмены санкций. И такие истории успеха появляются в «Сколково». Например, компании «Новас», «РРТ», «Энго» уже успешно продают свои технологии за рубеж, привлекают в качестве стратегических партнеров ведущие инжиниринговые компании. Поддержка местного производителя – однозначно правильное направление как в части производства, так и в части НИОКР. Здесь мы не одиноки. Многие страны с помощью различных механизмов и с разной степенью эффективности поддерживают производителей, помогая во внедрении новых разработок, компенсации рисков, связанных с новыми технологиями, и в развитии экспортных поставок. В то же время мы должны не отгораживаться от остального мира, а привлекать ведущих игроков к сотрудничеству, в том числе в области НИОКР.

Какие секторы энергетики способны принимать инновации?

В той или иной степени новые технологии внедряются во всех сегментах ТЭК. Наш кластер объединяет проекты по всей цепочке: от разведки и добычи углеводородов до повышения энергоэффективности в промышленности, ЖКХ, строительстве. В нефтегазовом секторе, как уже было сказано, наши технологии активно внедряются или проходят опытно-промышленные испытания. Ряд проектов, в том числе победители конкурса «Энергопрорыв», проходят сейчас испытания в электросетевых компаниях. Надеюсь, в ближайшем будущем их технологии будут внедрены в региональных компаниях ПАО «Россети». Огромный потенциал для внедрения новых технологий представляет сегмент ЖКХ и строительства. С одной стороны, тарифные ограничения и зачастую СНиПы тормозят внедрение новых технологий. С другой стороны, мы видим, что именно новые технологии, например «умные» счетчики, позволяют абсолютно по-новому решить классические проблемы некачественного учета энергии и неплатежей. И на примере нашего индустриального партнера, компании «Мортон», мы видим, что крупные строители активно ищут и готовы внедрять новые технологии.

Предпринимательскому сообществу сегодня нужны комплексные или точечные решения?

Бизнес требует, конечно, решений «под ключ». Но в то же время стартап всегда может сам решить, какую бизнес- модель выбрать: разработать определенный элемент, сделать его за меньшие деньги, найти интегратора, который встроит это решение в свой конечный продукт, и быстро__ добежать до первых продаж, до денег, или же замахнуться на комплексное решение, которое может быть намного привлекательнее для конечного потребителя. Но у стартапа может не хватить ни компетенций, ни средств, ни времени на его реализацию. Есть интересные примеры: компания AT Energy, которая занимается топливной системой для беспилотников на базе водородных технологий. Она, по сути, делает энергоустановку для летательных аппаратов. Если команда выпустит продукт с теми техническими параметрами, на которые нацелилась и под которые получила наш грант, то у нее не будет проблем со сбытом своего элемента.

Чем вы можете помочь технологическим стартапам?

Многие компании приходят в «Сколково» за денежным грантом. Особенно на стадии доработки технологии и подготовки опытно-промышленного образца для hardware-стартапов наш грант является критичным фактором. На этой стадии потребность в инвестициях существенно увеличивается, но еще не сняты все технологические риски, что делает привлечение частных инвесторов достаточно сложной задачей. Помимо этого, мы помогаем стартапам найти партнеров для проведения опытно-промышленных испытаний или для производства первых пилотных установок. Следующий важный шаг – переход в коммерческую фазу, масштабирование проекта. Здесь мы оказываем профессиональную поддержку по поиску потенциальных инвесторов среди венчурных фондов, бизнес-ангелов, отраслевых инвесторов. После успешного прохождения опытно-промышленных испытаний можно начинать коммерческие продажи. Здесь мы помогаем нашим участникам презентовать свои разработки ведущим российским и зарубежным компаниям – потенциальным потребителям. Стартапу перед тем, как выйти на рынок, требуется менторская поддержка по уточнению своего ценностного предложения, по доработке презентации, поэтому крайне востребована услуга менторской панели – на данный момент более ста профессиональных менторов работают с нашими стартапами.

Как стартапы подтверждают успешность выбранной бизнес-модели?

 Зарабатывая деньги и наращивая продажи, привлекая новых инвесторов и клиентов. Для нас важно, что уже 40–45% наших стартапов имеют выручку, более 100 компаний осуществляют продажи на международных рынках. Несмотря на кризис, в прошлом году стартапы энергокластера привлекли больше частных инвестиций, чем в 2014 году

Насколько готовы промышленные предприятия обращать внимание на инновационные разработки?

За последние несколько лет ситуация меняется к лучшему. Мы видим, что ведущие промышленные компании становятся более открытыми как в части общения со стартапами, так и в части коммуникации своих технических потребностей, обсуждения и допуска стартапов до промышленных испытаний. Это только начало пути, и если посмотреть на зарубежные компании – нам есть к чему стремиться. Тем не менее позитивный тренд есть. Так, например, уже несколько лет подряд ОМЗ и «Сколково» проводят конкурс инновационных проектов в машиностроении. Партнерами конкурса также являются АО «АЛРОСА» и ГК «Ростехнологии». И эти компании действительно заинтересованы в поиске и внедрении новых прорывных технологий.

Изменилось ли в связи с экономическим кризисом количество желающих стать резидентами «Сколково»?

В начале прошлого года было опасение, что мы уже собрали все «сливки» и поток заявок существенно снизится. Однако произошло обратное: число заявок увеличилось в два раза по отношению к 2014 году. У нас по-прежнему достаточно строгие критерии – только каждый пятый заявитель становится в итоге резидентом «Сколково». Сейчас участниками «Сколково» являются уже более 1 400 стартапов. Наша главная задача на данном этапе – развитие этих компаний, прирост их выручки, «взращивание» из них национальных чемпионов в своих сегментах. Помимо этого, мы активно отчисляем команды, не занимающиеся исследовательской деятельностью или ее коммерциализацией. Только за 2015 год энергокластер «Сколково» простился с 30 компаниями.

Есть примеры стартапов, уже работающих на международных конкурентных рынках?

В целом по Фонду более 100 участников в той или иной форме работают за рубежом, ряд нефтегазовых компаний представлен в Китае, на Ближнем Востоке, в Северной Америке. «Новас СК» – компания, которой мы четыре года назад помогли представить свою технологию на рынке Северной Америки. Она, пройдя менторскую программу в Хьюстонском технологическом центре (это наш партнер), нашла первого канадского инвестора, стала испытывать свою технологию плазменно-импульсного воздействия на пласт в Соединенных Штатах. Это один из тех стартапов, про который можно сказать, что он состоялся: в России и за рубежом у него есть ряд заказчиков и инвесторов, в том числе Millhouse Capital.

  

Источник: strategyjournal.ru