Компании не готовы вкладывать деньги в космос


Коммерческие компании стали активно осваивать космос - через несколько лет туристам можно будет отправиться в суборбитальный полет всего за 100-200 тысяч долларов.

Позволить такие полеты могут далеко не все, но для сравнения сумма полета на МКС равна 70-80 миллионам долларов. Сегодня именно коммерческая космонавтика может дать новый импульс развитию "звездной" отрасли. Однако пока бизнес считает инвестиции в отрасль рискованными.

Сейчас в России пять компаний, которые разрабатывают решения на базе малых космических аппаратов. Тем временем в США за последние два года в подобные стартапы было инвестировано более миллиарда долларов. Это капиталоемкая модель бизнеса, которая не кредитуется, а инвестиционные институты развития пока активно не поддерживают подобные проекты.

"Инвестиции в масштабные космические проекты - это риск, к которому бизнес пока не готов, хотя мы слышим от них частые призывы и требования снять ограничения и отдать космическую отрасль в частные руки. В то же время они не спешат вкладывать деньги сюда - никто не приносит миллиарды, и даже рубли", - сетует Игорь Буренков, директор по коммуникациям госкорпорации "Роскосмос".

"Сейчас задача сделать как можно меньше ограничений для частников и поддержать их. Это дитя, которое растет не под лучами солнца, но за частной космонавтикой будущее", - уверен Сергей Жуков, президент Московского космического клуба. По его словам, государству только снится скорость, с которой работает частник в космонавтике.

Бизнес делает спутники, системы связи, занимается обработкой сигнала дистанционного зондирования Земли для изучения всходов на полях или управления транспортными потоками. Пока они развиваются за счет госконтрактов.

Михаил Цыганков. Фото: Sk.ru

"У нас модель создания результатов космической деятельности построена при участии государства и потребителя услуги или сервиса в лице министерств и ведомств", - говорит Михаил Цыганков, директор по ключевым партнерам Кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда "Сколково".

Чтобы развивать отрасль, необходимо государственно-частное партнерство, считают эксперты. В мире последние 15 лет растет интерес со стороны инвесторов к развитию космических технологий, которые есть у государства.

Если взять в пример успех американской частной космонавтики, то его можно объяснить системной поддержкой со стороны государства. "В России идет реформа ракетно-космической отрасли, а это консолидация принадлежавших государству космических активов. Наша задача создать эффективный институт государственно-частного партнерства в этой сфере", - отмечает Буренков.

Сергей Иванов, глава компании "Даурия Аэроспейс", рассказал, что на Западе инициативу по освоению и использованию космоса все активнее захватывают частные компании, а в России бизнес только начинает проникать в эту сферу. Недавно одна компания отправила три спутника в космос, два из которых были проданы американцам за 4,35 миллиона долларов. Но "начинка" спутников была иностранной.

"Развитием "частного космоса" у нас занимаются пока лишь несколько компаний, но они по своему характеру ничем не отличаются от успешных мировых практик. Где есть рынок, там есть место частному космосу", - говорит Иванов.

     

Источник: rg.ru