Представить и внедрить план развития студенческих научных и технических сообществ предстоит участникам Зимней школы Открытого университета Сколково (ОтУС). Она открывает свои двери с 31 января по 5 февраля 2016 года в Гиперкубе Инновационного центра «Сколково».


 Проведение таких мероприятий является одной из главных программ Фонда «Сколково» по подготовке специалистов для инновационной экономики. 

В этом году тема школы — развитие студенческих объединений  в области науки и технологий и их активное участие в стратегии научно-технологического развития России. О том, как удается привлекать мотивированную молодежь и расширять лидерскую экосистему Сколково, рассказали бессменные организаторы школ: Андрей Егоров, исполнительный директор Открытого университета Сколково и Екатерина Морозова, заместитель исполнительного директора ОтУс.

Выбор темы 

Программа школ Открытого университета Сколково была запущена в 2011 году. За пять лет проведено уже шесть школ под девизами «Наука как бизнес», «Вызов принят!», «Наука vs жизнь», «Поколение Сколково», «Взгляд в будущее» и «Работа над собой» . Они собрали сотни активных студентов и молодых ученых из России и стран СНГ. Темой седьмой школы станет «Университет и наука».

Екатерина Морозова, заместитель исполнительного директора ОтУС, отметила, что несмотря на уникальность темы каждой из школ, их объединяют основные принципы: «Первое: целевая аудитория — это молодые люди (студенты старших курсов, молодые ученые и предприниматели в возрасте  до 35 лет). Вторая – ставка в отборе участников на людей с высоким потенциалом, поскольку это школы ориентированы на подготовку лидеров».

Андрей Егоров.

«По ходу реализации программы мы всегда погружаемся в новую тему в зависимости от потребностей, которые существуют внутри Фонда «Сколково» и в экосистеме, — рассказал Андрей Егоров. — В последнее время мы активно работали с молодыми учеными и НИИ. Теперь мы вернулись в университеты, к студентам, которые занимаются наукой и технологиями, организуют студенческие сообщества».

Екатерина уточнила, что возвращение в университетскую среду стало совместным решением Сколково, Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию и соорганизатора школы —Министерства образования и науки РФ.

  

Участники 

Для участия в Зимней школе кандидатам было необходимо подготовить анкету, собрать данные о себе и получить рекомендацию из своего вуза. На сбор конкурсных документов были отведены три недели, которые частично совпали с сессией и новогодними праздниками. «Несмотря на экстремальные параметры набора, конкурс составил почти 5 человек на место. Это говорит о том, что школа должна стать большим событием. Очень показательна география, заявки идут из всех регионов страны: от Дагестана до Якутии», — поделилась Екатерина Морозова. Список участников, успешно прошедших отбор, опубликован на странице школы

Помогает в работе по сбору заявок и то, что Фонд «Сколково» является официальным оператором программы инновационного сотрудничества стран-участников СНГ, которая действует при Россотрудничестве. Существенный вклад внес и Координационный совет, объединяющий лидеров региональных союзов молодых ученых. Кроме того, каждому вузу, входящему в программу ТОП-100 по повышению конкурентоспособности, была выделена квота на участие в школе без конкурса. 

Участников школ ОтУС  рассматривают как уникальный человеческий капитал для сколковской научной, образовательной и экономической системы. Через несколько лет они могут стать создателями стартапов, студентами и сотрудниками Сколковского института науки и технологий (Сколтеха). Выпускники школ становятся участниками Открытого университета, попадают в сколковское сообщество и имеют возможность консультироваться, получать информацию о стажировках и мероприятиях. При соблюдении определенных правил они могут даже провести собственное мероприятие под брендом ОтУС. Но кроме  подготовки кадров для инновационного центра на каждой школе  решается еще и задача развития молодых лидеров для регионов, определенных отраслей знания или конкретных вузов или НИИ, которые участвуют в отборе участников.

   

О структуре школы

Екатерина Морозова.

Программа начинается с четко  сформулированной идеи школы (например, как можно ученому  заработать на своей области знаний, как соотнести свой проект с глобальными вызовами человечества) и правильного набора инструментов для ее реализации (мозговые штурмы, стратегические игры, лекции и мастер-классы от уникальных экспертов или госчиновников), считает Екатерина Морозова. «Важно не просто прокачать людей на  управление конкретным студенческим сообществом, а перетряхнуть их представление об управлении, устройстве университета и собственной эффективности в целом. И еще дать инструменты и направления для саморазвития уже после Школы. Чтобы, как говориться, продлить эффект от обучения. И все это нужно уложить в шесть дней с 31 января по 5 февраля», — подчеркнула Екатерина.   

К этой базовой программе Зимней школы  добавлены еще два дня спецпроектов: нулевой и завершающий.

В нулевой день при участии Культурного центра «Сколково» будет организована программа, посвященная взаимодействию исследователей и людей из мира искусства. «Мы выбираем интересное место, в которое идут участники нашей школы, где им показывают, как реализовано такое взаимодействие, какие результаты в виде художественных объектов возникают», — рассказывает Екатерина Морозова.  В этом году участники школы посетят Государственный центр современного искусства, где представлены работы, синтезирующие  искусство с миром биологии, химии, инженерии

Каждый день основной программы школы посвящен осознанию и осмыслению принципиально важного пласта организации деятельности студенческого общества и деятельности его лидера. Студентов будут учить, как правильно ставить цели и определять шаги для их достижения. Предусмотрена работа и по социо-системному взаимодействию: как сообщество молодежи существует в рамках  крупных профессиональных сообществ.

Отдельно будет рассмотрена и проблема ресурсов. «Многие студенческие общества слабо развиваются, потому что у них нет ресурсной подпитки от корпоративного сектора, от менторов, экспертов, профессионалов. Они зацикливаются сами на себе и очень быстро деградируют. Поэтому очень важно научить ребят работать и строить отношения с разными типами партнеров», — считает Екатерина Морозова. 

В конце Зимней школы ОтУС-2016 ее участники представят концепции развития своих студенческих обществ. Организаторы надеются, что в результате появятся новые модели и подходы к тому, как надо строить студенческие объединения.

Помимо основной, предусмотрены и партнерские программы. Например, компания Microsoft организует тренинг по быстрым выступлениям, по pitch’ам. Это особенно ценно для лидеров студенческих объединений, которым нужно уметь внятно и привлекательно рассказать о какой-то теме и увлечь людей своей идеей.

Школа завершится «Днем научных коммуникаций». Программа была разработана совместно с программой «Мастерские инноваций», инициированной Фондом инфраструктурных образовательных программ РОСНАНО. Тренинг рассчитан на «молодых людей, которые хотят правильно доносить новости о науке, правильно подбирать стейкхолдеров, правильно выступать публично, понимать, как научную новость сделать новостью, сделать ее популярной и как сделать так, чтобы она была услышана аудиторией», — пояснил Андрей Егоров.

Он также добавил, что в обязательную часть программы входит вечер кино совместно с ФАНК — фестивалем актуального научного кино: «Мы показываем лучшие фильмы о науке последних лет, у нас есть вечер роликов TED, а это — лучшие мировые практики. Затем мы делаем обзор мировых форматов в области конференций и edutainment’а, чтобы наши участники понимали, что существуют не только скучные лекции на конференциях, но это можно делать весело, красиво и увлекательно». 

 

Ожидания и партнеры

Екатерина Морозова выразила надежду, что новый партнер и соорганизатор школы Министерство образования и науки РФ укрепит свои отношения с ОтУС, а также увидит новые возможности по работе со студенческими объединениями.

Она также отметила, что на площадках сезонных школ  в  2015-2016 году ОтУС удалось объединить основные институты развития (РВК, Фонд Бортника, ФИОП РОСНАНО) для решения общей задачи: подготовить новое поколение молодежных лидеров и организаторов в области науки и технологического предпринимательства.

По мнению организаторов школы, кризисные ситуации в стране стимулируют людей на то, чтобы они вышли из зоны комфорта и пытались запустить новые стратегии развития. Сейчас технологическое предпринимательство, создание своего стартапа  для многих станет окном возможностей.

«Как сказал Жорес Иванович Алферов, Сколково – это не стены, это идеология. Поэтому мы в Открытом университете работаем на всю страну. Нам нужен постоянный приток человеческого капитала. Удачный пример Летней школы, прошедшей в 2015 году: молодые ученые из многих городов России по итогам школы стали делать свои собственные образовательные мероприятия по коммерциализации научных разработок. Всю осень мы ездили по регионам, помогали им проводить мероприятия, выступали сами. Так прошло порядка шести конференций (в Иркутске, Красноярске, в Северо-Западном регионе, на юге России). Поэтому мы надеемся, что и в этот раз получится создать сообщество, которое будет двигать наш бренд, нашу идеологию и возвращаться к нам», — резюмировал Андрей Егоров.

Следующая школа ОтУС «SmartAgro БРИКС+» будет международной. Она пройдет 3–8 июля и будет посвящена теме новых технологий и решений для сельского хозяйства. Конкурс на участие в школе состоится в рамках начинающегося Стартап-тура, самого масштабного мероприятия по поиску перспективных инновационных проектов в России и СНГ.

    

Источник: polit.ru