О проблемах и перспективах в сфере ЖКХ, о том, как внедрять энергоэффективные технологии и повышать уровень энергограмотности населения «Газете.Ru» рассказал Николай Грачев — вице-президент, исполнительный директор Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково».


Николай Грачев.

  

— Ваш кластер был одним из участников недавнего форума «Энергоэффективность и энергосбережение — ENES 2015». Расскажите, пожалуйста, об этом форуме.

— Это самый крупный российский форум по теме энергоэффективности, который ежегодно проводится в Гостином дворе. Мы участвуем в нем уже в третий раз. В этом году мы не выставляли наши стартапы, но зато приняли участие в сессии по импортозамещению в машиностроении. Машиностроение — ключевая тема, связанная с внедрением инноваций и повышением энергоэффективности в ТЭК и ЖКХ.

— В части развития стартапов санкции иногда даже приносят пользу — особенно для компаний, связанных с нефтегазовой промышленностью, поскольку интерес российских нефтяников к отечественным технологиям растет. Поэтому здесь мы видим некоторое оживление, дополнительный спрос для наших стартапов. Конечно, из-за общей экономической ситуации некоторым нашим участникам стало сложнее привлекать инвестиции. Тем не менее и здесь динамика у нас положительная по сравнению с прошлым годом — и если бы не кризис, у нас бы был реальный скачок в этом плане. У некоторых стартапов из-за экономического спада выручка падает. Также снизилась скорость переговоров с нашими зарубежными партнерами. Хотя, вот обратный пример: как раз на прошедшем форуме мы подписали соглашение с французской ассоциацией энергоэффективности, куда входят такие компании как EDF и Veolia .

— Объясните, пожалуйста, как вы планируете внедрять энергоэффективные технологии в регионы.

— У «Сколково» с рядом регионов подписаны соглашения о сотрудничестве, где тема ЖКХ — одна из стандартных. Например, мы сейчас общаемся с республикой Башкортостан и Тульской областью на предмет внедрения новых технологий в ЖКХ.

Мы представляем проекты, рассказываем об их эффективности, договариваемся о пилотном внедрении отдельных решений. Ведь будущий заказчик должен убедиться, что технология работает, что рисков с ней не связано. 

Отдельно стоит отметить наше сотрудничество с Москвой. В рамках нашего конкурса, мы планируем с коллегами из Правительства Москвы смотреть, какие из проектов могли бы быть внедрены в столице. Это — самое конкретное и перспективное сотрудничество с регионами в этой области. Я надеюсь, мы сможем не только внедрить ряд новых технологий в Москве, но и создать новые рабочие места и решить часть технологических проблем города. Инновации невозможно насаждать. Здесь нужна инициатива с обеих сторон и мы приглашаем регионы России активно к нам обращаться.

— Все российские регионы заинтересованы в разных тематиках в сфере энергоэффективности? 

— Сложно ответить за все 80 с лишним регионов. Но многие действительно серьезно интересуются этой темой и пытаются заниматься ей с учетом специфики региона. В Астрахани, например, мы будем обсуждать альтернативную энергетику. Во Владивостоке мы показываем свои проекты по теме ЖКХ и распределенной энергетике. Там специфика может быть особая — нужно учитывать климатические и географические особенности региона. Поэтому, я надеюсь, в следующем году у нас будет прорыв с точки зрения внедренных проектов в российских городах. А после пилотных проектов мы уже будем говорить о масштабном внедрении.

Если же говорить о городах, которые активно развивают идею «умного города» — тут нельзя не сказать о Казани, Москве, Уфе. Есть ряд регионов, которые по собственной инициативе ряд проектов планируют или уже реализуют, и мы готовы с ними в этом сотрудничать. 

— Есть мнение, что у россиян низкая грамотность в плане понимания необходимости энергосбережения. Как можно повысить эту грамотность? 

— Люди должны понять, что энергосбережение — это возможность экономить деньги. Этот аргумент, я думаю, для всех россиян абсолютно понятен. России нужны технологии, которые позволят потреблять меньше энергии и тратить меньше денег, но при этом повышать комфорт. Если посмотреть на опыт других стран, новые технологии позволят контролировать всю цепочку потребления: мы будем лучше понимать, на что мы тратим деньги. Они позволят нам эффективно ремонтировать и содержать в хорошем состоянии наши дома.

— Как еще можно повысить уровень «энергограмотности»?

— Нужно повысить уровень ответственности. Нужно объяснять, что ЖКХ — это не общественное благо, и необходимы тарифы и технологии, которые сбалансируют и необходимость модернизировать инфраструктуру ЖКХ и обеспечат социально приемлемые затраты для незащищенных слоев населения. Поэтому так важно устанавливать в каждой квартире счетчики на электроэнергию, тепло и воду. Когда человек поймет свои затраты, он станет о них задумываться и адаптировать свое поведение. У нас есть ряд стартапов, которые занимаются «умными счетчиками». Например, компания «Стриж» работает со счетчиками, которые позволяют в автоматическом режиме по радиоканалу передавать все данные.

Также важно грамотно работать с населением. Нужно объяснять и показывать, как можно экономить электричество, зачем устанавливаются счетчики. Необходимо показывать, какая именно польза от инвестирования в энергоэффективности. 

То, что в СССР была пропаганда энергоэффективности, — это правильный опыт. Такая пропаганда нужна, но при этом нужна правильная аргументация, нужно показывать, какие технологии необходимо использовать, нужно показывать эффект, который каждый горожанин может от этого получить.

— Политика каких стран в сфере энергосбережения вам кажется наиболее эффективной?

— Эта политика эффективна у многих стран. Для России интересен опыт северных соседей — поскольку он для нас наиболее убедителен. Например, нам интересен опыт Финляндии. Если посмотреть, сколько тепла потреблял квадратный метр жилья в Хельсинки 30 лет назад и сравнить с тем, что есть сейчас, то можно увидеть, что этот показатель снизился на 30 — 40 %. Даже если цены на газ выросли, общий счет снизился за это время — потому что утеплялись дома, внедрялись системы управления энергопотреблением. Город снизил потребление энергоресурсов.

Другой пример — Германия, Если немец покупает квартиру в доме с повышенной энергоэффективностью, то он получает государственный кредит по льготным ставкам. То есть существует понятный финансовый механизм для стимулирования строительства энергоэффективных домов. Также можно смотреть на США, где широкое распространение получили ассоциации зеленого строительства.

— Получается, России есть смысл копировать эффективную политику зарубежных стран?

— Нет, Россия должна только ориентироваться на другие страны и выбирать механизмы, которые больше всего подходят под наши реалии. Россия должна прописать на десятилетие вперед дорожную карту. С точки зрения регулирования в области ЖКХ у нас много белых пятен, которые нужно закрывать. Со своей стороны мы видим здесь огромный потенциал экономического развития. ЖКХ — это и черная дыра, и потенциально мощный мотор развития. Модернизация ЖКХ повлечет за собой спрос на новые технологии, создание новых рабочих мест. Поэтому ЖКХ — очень перспективная тема. И на нее нужно смотреть не только как на проблемную отрасль, но и как на рынок, обладающий огромным потенциалом.

   

Источник: gazeta.ru