Беда многих инновационных предпринимателей — неумение коммерциализировать научные разработки. Путь инновации от идеи до серийного производства растягивается на долгие годы, а то и вовсе приводит в никуда. Программа GenerationS, бесплатная для участников, призвана придать ускорение развитию перспективных технологических проектов. Инноваторов обучают грамотно продвигать новые разработки, помогают довести «до ума» бизнес-модели проектов и найти финансирование.


  

Программа GеnarationS, проводимая государственным фондом «РВК», с каждым годом набирает обороты — увеличивается число участников, партнеров из бизнеса, расширяется спектр отраслевых направлений. В этом году корпоративных треков, по которым проходит акселерация проектов, семь, в т.ч. «Биотехмед», который включает девять направлений — медицину, медтехнику, фармацевтику, биотехнологии и др.

В конце августа в Москве стартовал финал начальной части программы — «Предакселератор GеnarationS». Это образовательная сессия, в рамках которой лидеры лучших проектов, отобранных по результатам многоступенчатой экспертизы, получают базовые знания в области технологического предпринимательства и могут доработать свои проекты до уровня, способного заинтересовать инвесторов и индустриальных партнеров.

На крыльях бизнес-ангелов

Через первую воронку отбора прошли 300 стартапов (из 2,5 тыс. зарегистрированных), 40 участников представляют «Биотехмед». Вторая воронка отбора по итогам пятидневного обучения выявит 100 финалистов. Именно они попадут в ноябре на отраслевые акселераторы — узкоспециализированные образовательные программы, разработанные в партнерстве с корпорациями, в рамках которых менторы и эксперты помогают участникам развивать свои проекты.

«Мы планируем отобрать на акселерацию 10—20 проектов в области медицины и биотехнологий, — рассказал руководитель корпоративного трека «Биотехмед», директор инновационно-технологического бизнес-инкубатора Томского государственного университета Олег Мальсагов. — Будем смотреть, как участники проявят себя за дни учебы, как сумеют доработать свои бизнес-модели, как их оценят представители бизнеса, партнеры из корпораций. Среди наших главных партнеров компании «Джонсон и Джонсон», «Фармконтракт», «СибБиоМед».

В этом году партнерами проекта GenerationS стали более сотни коммерческих компаний и государственных организаций, среди которых Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Минэкономразвития РФ, Минсельхоз, Агентство стратегических инициатив и др.

«РВК» и оператор «Предакселератора GenerationS» GVA LaunchGurus разработали для лидеров стартапов насыщенную программу: лекции, практические занятия, мастер-классы, консультации, выступления известных спикеров и экспертов, встречи со звездами венчурного рынка, экспертами, успешными предпринимателями и так называемыми бизнес-ангелами (потенциальными инвесторами).

Точка кипения

Символично, что площадка, на которой собрались участники программы, носит название «Точка кипения». Ритм, с которым должны работать инноваторы, чтобы попасть в число финалистов программы, крайне напряженный. Градус рабочей атмосферы близок к «точке кипения».

 

«Предстоит тяжелая работа, — предупредила участников директор департамента инновационных рынков, член правления «РВК» Гульнара Биккулова. — Днем вас ждет очень интенсивная программа. А по вечерам и, вероятно, ночью вам придется дорабатывать свои проекты. При этом утром вы должны быть бодры и готовы усваивать новую информацию. Необходимо как следует подготовить презентации проектов (питчи), чтобы заинтересовать корпорации — итогом программы должны стать сделки».

Гранты

Наукоемкость и новизна — главные требования к проектам, претендующим на финансирование, подчеркнул председатель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, партнера программы, Иван Бортник. «Важно четко сформулировать, чем принципиально ваш продукт отличается от существующих аналогов. Нужно доказать, что ваша разработка позволит «отбить» долю рынка и занять свою нишу».

Иван Бортник порадовал собравшихся новостью о существенном повышении размера грантов. Уточним, что на получение гранта от фонда по программе «Старт» могут претендовать все участники GenerationS. В этом году прошедшие конкурсный отбор стартапы в первый год получат 2 млн руб., во второй — 3 млн, в третий год — 4 млн руб., конечно, при соблюдении всех условий участия в данной программе.

Как отмечают организаторы, многие команды приехали на «Предакселератор» с «сырыми» продуктами, которые нуждаются в доработке. Задача программы — помочь участникам сделать продукты, которые будут продаваться на рынке. Участников научат, как правильно делать презентацию продукта (запланирована углубленная работа над питчами, мастер-классы по публичному выступлению), подготовят к разговору с инвесторами. Финал «Предакселератора» — серия питчсессий перед представителями бизнеса и экспертами, отбор стартапов для участия в корпоративных отраслевых акселераторах GenerationS, запланированных на осень.

  

В связке со звездами

Участники трека «Биотехмед» пройдут акселерацию с 25 сентября по 8 ноября в Томске на базе Томского государственного университета, где есть инновационно-технологический центр, имеющий связи с 72 корпорациями по всему миру.

Программа трека «Биотехмед» включает три блока. Во-первых, планируется общение участников с корпоративными партнерами по вопросам, связанным с внедрением разработок. Во-вторых, поездка в Новосибирск с посещением производственных площадок партнеров программы — компаний «Инвитро», «Вектор», «СибБиоФарм». В-третьих, тренинги по экономике и маркетингу инновационного продукта. С участниками будут работать технологические менторы, звезды консалтинга, например, один из ведущих маркетологов страны Игорь Манн.

«Профессиональные тренеры научат участников, как правильно формировать модель бизнеса. Это будет интенсивная адресная работа с каждым участником, — пояснил Олег Мальсагов. — Мы ставим задачу помочь лидерам стартапов подготовить документы расчетной модели бизнеса, с которыми после аксельратора они могли бы успешно работать. Наша цель — наукоемкие технологии должны идти в народное хозяйство и развивать экономику России».

  

Ударное направление

Стартапы трека «Биотехмед» представляют самые разные регионы страны: Москву, Томск, Новосибирск, Астрахань, Симферополь, Ижевск, Владивосток и другие города. Команды стартапов разрабатывают сложные наукоемкие технологии, за ними стоят серьезные научные центры. Инновации направлены на лечение таких сложных заболеваний, как рак, гепатит С, сердечно-сосудистые болезни. Есть проекты по созданию новых антибиотиков и пробиотиков. Представлены интересные разработки в области биоинформатики.

Средний возраст лидеров стартапов 30 лет. Молодой предприниматель из Бурятии генеральный директор ООО DRD (Diagnostic Reagents & Devices) Анжей Жимбиев в бизнесе около 10 лет. Стартап, который он возглавляет, является резидентом Сколково. «Мы разрабатываем экспресс-гемотесты на определение риска ишемического инсульта и степени тяжести сотрясения мозга. Свои исследования мы ведем на базе партнерских лабораторий в Атланте и СанктПетербурге. У нас будет и собственная лаборатория биомаркеров, когда построят новое здание в Сколково. Наш проект резонансный, потому что направлен на борьбу с инсультом — вторым по смертности заболеванием. Продукт находится в стадии разработки прототипа. Сейчас подаем заявку на грант фонда «Сколково», чтобы завершить этот этап и провести клинические испытания в России. Участвуя в программе GenerationS, мы ставим перед собой несколько целей: надеемся найти инвестиции, оформить документацию проекта в соответствии с требованиями современного рынка, обменяться мнениями и получить экспертную оценку проекта от менторов и бизнесангелов. Кроме того, рассчитываем понять стратегии, которые будут ключевыми на рынке в будущем».

  

В чем выгоды

Из ТОР5 финалистов программы GenerationS2014 все стартапы получили развитие. Кто-то привлек инвестиции и уже заканчивает сертификацию своей продукции, а кому-то удалось выйти на международный рынок. Были и те, кто после аксельрации пересмотрел модель бизнеса, понял, что нужно переделать, чтобы быть востребованным на рынке, и в 2015 г. пришел на программу во второй раз.

Что же дает в итоге программа GenerationS2014 стартапам и компаниям?

Для стартапов это возможность получить навыки ведения технологического бизнеса, доработать свой продукт в тесном взаимодействии с потенциальным заказчиком, наладить связи в среде корпораций и инвесторов. Для финалистов программы корпоративный партнер может стать инвестором или заказчиком, а разработка включена в продуктовую линейку.

Для компаний это возможность поиска перспективных инноваций. Участие в программе позволяет при поддержке «РВК» и других участников рынка осуществить пилотные проекты по развитию бизнеса, разработки новых продуктов и выхода на новые рынки.

Как показывает анализ эволюции стартапов в России, большинство молодых проектов заканчивают свою жизнь в недрах крупных корпораций. По данным «РВК», стартапов с такой судьбой примерно 90%. Но 10% становятся большими компаниями и сами покупают стартапы. У участников проекта GenerationS есть шансы со временем попасть в это число. Не зря буква S в названии символизирует успех (success). 

    

Источник: ria-ami.ru