В мире космическая гонка все больше смещается из государственного сектора в частный. Одна из перспективных ниш, которая малоинтересна для Большой Космонавтики, — коммерческие запуски микро‑ и наноспутников. На нее во всем мире нацелилось не менее десятка космических стартапов. В России свою сверхлегкую ракету строят Алексей Калтушкин и Александр Ильин, сооснователи компании «Лин Индастриал».


Вкосмонавтике всегда было полно энтузиастов, готовых работать за идею. Команда «Лин Индастриал» подобралась как раз из таких. Но и коммерческий расчет здесь присутствует очень крепкий. Тем более что кумир всех космических стартаперов американский миллиардер Илон Маск доказал, что частные космические проекты могут быть коммерчески успешными, построив ракету-носитель среднего класса Falcon 9, которая с 2012 года летает к МКС. 

  

 

В КОСМОС НА ПОПУТКЕ

Разработка сверхлегкой ракеты не потребует $1,5 млрд, как программа Илона Маска. Но она не менее нужна рынку. Новый сегмент ракет-носителей, который возникнет не сегодня завтра, предназначен для малых космических аппаратов, производители которых ждут своих перевозчиков. Сегодня на околоземную орбиту малым спутникам приходится пробиваться через тернии, поскольку нынешняя космическая «логистика» не предполагает формирования сборных грузов. Малые аппараты закидываются на орбиту заодно с большими — в качестве попутчиков, которые занимают свободное место. Из‑за этого возникает масса технических неудобств и ограничений. «Малыши» не должны помешать своим присутствием выводу на орбиту основного «пассажира», поэтому вынуждены проходить через множество испытаний и согласований. Выбирать параметры орбиты тоже не приходится. Но самое главное — космических попуток мало, желающих много, и дожидаться своей очереди иногда приходится годами. «Для производителей, которые делают спутники с коротким жизненным циклом в год–полтора, это очень неудобно, — объясняет генеральный директор «Лин Индастриал» Алексей Калтушкин.

По самым оптимистическим прогнозам, первый запуск сверхлегкой ракеты, которую разрабатывает компания Алексея Калтушкина и Александра Ильина (на фото — справа), может состояться в 2020 году. Но рынок для такой космической техники уже есть

Между тем ракет-носителей, соразмерных малым аппаратам, не существует в природе. Попытки создать сверхлегкие и легкие ракеты в России предпринимались лишь в военных целях, объясняет исполнительный директор космического кластера «Сколково» Алексей Беляков. Исключение представляет проект «Воздушный старт», разрабатывающий систему запуска ракет с борта самолета АН-124 «Руслан». «Лин Индастриал» отличается от предшественников тем, что изначально создает свой проект под конкретный рынок коммерческих запусков малых аппаратов», — констатирует Беляков.

Первый в истории человечества космический аппарат, запущенный на орбиту в 1957 году в СССР, весил 83,6 кг. То есть по современной классификации считался бы микроспутником. Удивительно, но сейчас, спустя 58 лет после того запуска, удобного и экономически выгодного носителя для таких операций попросту не существует — причем нигде в мире. Самая легкая из имеющихся серийных ракет — американская Pegasus XL — выводит на низкую околоземную орбиту грузы весом 443 кг.

Чтобы заделать эту «космическую дыру», несколько лет назад во всем мире почти одновременно за проектирование легких ракет взялись около десятка команд. На сегодня ближе всех к завершению находится проект новозеландской компании Rocket Lab, которая уже в следующем году рассчитывает совершить первый запуск. Другой ближайший конкурент российских разработчиков — американская компания Firefly Space Systems. Но в ее случае, по мнению Александра Ильина, рассчитывать на быстрый результат не стоит. «Причина в том, что эта компания заложила в свой проект слишком много инноваций, — говорит он. — Видимо, это сделано для привлечения максимального объема инвестиций. Реализация столь амбициозных планов наверняка затянется».

На фоне ближайших конкурентов проект ракеты «Таймыр», которую строят в «Лин Индастриал», выглядит намного скромнее как с точки зрения инвестиций, так и в отношении габаритов (предполагаемый вес носителя — 2–2,5 тонны). Запуск своей сверхлегкой ракеты разработчики надеются осуществить к 2020 году.

 

ОСВОИТЬ ЗАНОВО

Если задуматься, мы живем в уникальное время, когда космос требует «переосвоения». Рывок человека в космическое пространство был совершен с напряжением всех сил соперничавших друг с другом государств, которые не считались с расходами. Теперь же начинается другая история: к космосу прикладывают коммерческую логику, говорят о рынках, рентабельности, экономической эффективности… Но дух космического первооткрывательства — примерно такой же, как в 1930–1950‑е годы.

Около десяти лет назад в Москве сформировалась группа энтузиастов, назвавшая себя «Новой МосГИРД» — в память «Группы изучения реактивного движения», которая была создана в СССР при «Осовиахиме» в 1931 году. Советские «гирдовцы», увлеченно занимавшиеся разработкой и конструированием ракет и двигателей, в шутку расшифровывали аббревиатуру как «группа инженеров, работающих даром», поскольку не получали за свое подвижничество зарплат. Энтузиазм был таков, что ГИРД превратилась в целое движение: ее местные отделения появились во многих крупных городах СССР. Кстати, руководителем ГИРД вплоть до ее преобразования в Реактивный научно-исследовательский институт был Сергей Королев.

«Новая МосГИРД» с середины 2000‑х также занималась созданием любительской ракеты. Работы продолжались несколько лет, пока не иссякли личные средства участников проекта. Соучредитель «Лин Индастриал» Александр Ильин — как раз выходец из этой группы, равно как и еще трое из восьми штатных и нештатных сотрудников стартапа. И несмотря на то, что «Новой МосГИРД» до ракеты было далеко, как до космоса, за время существования проекта инженеры-любители успели проработать несколько интересных идей, связанных именно со сверхлегкими носителями. «Конечно, в то время мы совсем не думали о рынке, — говорит сейчас Ильин. — Да и бизнесом никто не собирался заниматься. Это было хобби на личные средства. На создание серьезного железа их не хватило, однако сделанные тогда наработки обеспечили нашей компании тот задел, который позволил снизить риски». Строго говоря, из прошлого стартаперы взяли две наработки — двигатель, работающий на перекиси водорода, и систему управления. Как объясняют в «Лин Индастриал», эту систему отличает беспрецедентно низкая для носителей цена — всего около $15 тыс. Это одно из ноу‑хау разработки: система очень простая и не слишком точная, однако ее параметров вполне достаточно для выведения грузов на орбиту.

Успел Александр Ильин поучаствовать еще в одном частном российском космическом проекте — «Селеноход». Восемь лет назад американский фонд X PRIZE объявил премию в $20 млн первой частной компании, которая сможет к 2015 году создать луноход, способный совершить мягкую посадку на Луну, пройти по ее поверхности более 500 м и отправить снимки высокого разрешения на Землю. В состязание включилось много команд из разных стран, включая российскую компанию «Селеноход». К сожалению, в 2013 году она сошла с дистанции из‑за недостатка финансирования. Огорченный, Ильин написал об этом пост в своем «Живом Журнале» — и вскоре получил письмо от человека, который предложил ему заняться созданием сверхлегкой ракеты. Это и был его нынешний партнер по «Лин Индастриал» Алексей Калтушкин (сейчас им, по данным сервиса «Картотека.ру», принадлежит по 44,5% компании).

Если у Ильина к тому времени был довольно солидный космический бэкграунд, то для Калтушкина, принявшего на себя роль генерального директора, проект стал реализацией детской мечты. Когда-то родные отговорили его от поступления в авиационный институт. Он стал айтишником, работал в компании Siemens. По словам Калтушкина, основная компетенция, которую он принес в «Лин Индастриал», — это построение и оптимизация бизнес-процессов. Будучи выходцем из коммерческой структуры, он прекрасно понимал, что проект может состояться лишь в случае, если компания будет строиться как обычный некосмический стартап, который внимательно работает с издержками и принимает экономически обоснованные решения.

 

МАСК, МЫ ВАС ЗНАЕМ!

«Мы строим свой бизнес, исходя из нового подхода к космосу, — объясняет Алексей Калтушкин. — Во времена Королева никто не считался с затратами. В итоге ракеты получались очень дорогими. Лишь после наступления капитализма в России стали считать деньги. На Западе к этому пришли раньше». Эталон ведения дел для Калтушкина — основатель компании SpaceX Илон Маск, который доказал всему миру, что космическая экономика может быть экономной. Для этого Маск вышел за пределы кооперации космических предприятий и начал использовать для своих проектов компетенции, наработки, элементную базу и прочее «железо» из гражданских областей — ведь массовый рынок с технологической точки зрения в последние десятилетия шагнул далеко вперед, а на некоторых направлениях даже опередил некогда передовые космические технологии, ориентированные на изготовление дорогих «космических гаек». Как и Маск, гендиректор «Лин Индастриал» настаивает на том, чтобы его инженеры принимали те или иные конструкционные решения лишь вместе с тщательным экономическим обоснованием. Вариант конструкции каждого узла должен представлять собой наилучший выбор из множества альтернатив. «Мы пытаемся оптимизировать все, что только можно, — объясняет стартапер. — Это касается даже мелочей: к примеру, при закупке ИТ-оборудования нам удалось сэкономить 300 тысяч рублей». Чтобы сделать ракету быстро и дешево, компания не отказывается и от старых методик. По сути, проект «Таймыр» представляет собой синтез технологий 1940–1950‑х годов и XXI века. «С одной стороны, мы используем в принципиальной схеме работы двигателя простые подсистемы, — объясняет Александр Ильин. — Например, вытеснительную систему подачи топлива. С другой — применяем композитные материалы и современную элементную базу. Таким образом, мы можем поддерживать скорость разработки и снижаем риски. Слишком много инноваций сразу — это тоже вредно».

По методу Маска разработчики активно задействуют аутсорсинг, дублируют заказы. Опыт показал, что полагаться на одного исполнителя бывает небезопасно: то и дело подводят с качеством и сроками. «Российские подрядчики очень не любят следовать техзаданию, — сетует Ильин. — Они не могут правильно прочитать чертежи, предпочитают все делать так, как удобно им, а не заказчику. И так с каждой деталью». Сейчас компания время от времени меняет исполнителей. И уже подумывает о том, чтобы закупить оборудование и ключевые элементы делать самостоятельно. В будущем стартаперы надеются прийти к идеалу — максимальный аутсорсинг плюс собственная финальная сборка.

Основным бизнесом «Лин Индастриал» должны стать услуги по коммерческому запуску спутников на ракетах-носителях собственной разработки и производства. На первые годы планы компании довольно скромны — три–четыре пуска в год (то есть всего 1% от мирового рынка), однако в дальнейшем разработчики рассчитывают нарастить обороты вместе с ростом потребностей спутникостроителей. «Не исключено, что, когда все научно-технические риски будут сняты, доля компании окажется даже больше, — прикидывает Алексей Беляков (космический кластер «Сколково»). — Маркетинговая составляющая проекта хорошо проработана. У команды есть понимание того, как работает коммерческая космонавтика, есть хорошие связи внутри космической отрасли и менторская поддержка».

На руку производителям ракет и то, что спрос на запуск малых космических аппаратов зашкаливает уже сейчас, а в дальнейшем обещает лишь расти. Речь идет не только о России. У нас в стране, по оценке экспертов, в год производится всего около десятка спутников малого класса, в том числе силами частных компаний «Спутникс» и «Даурия Аэроспейс». По сравнению с мировым рынком это сущие крохи. За период с 2010 по 2015 год в мире в общей сложности было произведено и запущено более 550 малых космических аппаратов. К 2020‑му, по прогнозу консалтингового агентства O2Consulting, в космос будет ежегодно запускаться до 200 малых спутников, а компания Spaceworks рассчитывает, что только в классах «нано» и «микро» (от 1 до 100 кг) к этому моменту будет запущено более 2 тыс. спутников.

— Компаниям, занимающимся разработкой средств выведения, просто жизненно необходимо ориентироваться на мировой рынок запусков, — объясняет Алексей Беляков. — При этом, на наш взгляд, российский проект при обеспечении заявленных характеристик продукта имеет хороший потенциал, чтобы получать заказы на зарубежных рынках. Тем более что многие развивающиеся страны Азии, Южной Америки, Африки сейчас стремятся вывести на орбиту свои первые спутники. Как правило, это малые космические аппараты массой до 100 кг, предназначенные для целей дистанционного зондирования Земли. Этот рынок будет расширяться, и «Лин Индастриал» имеет шанс получить его часть.

Со стороны государств, недавно вошедших в «космический клуб», разработчики уже сейчас видят интерес к своему будущему продукту. «Мы уже получили запрос из Казахстана, — делится Ильин. — Когда начнем выполнять подобные заказы, чтобы не нарушать режим нераспространения, ракеты будут доставляться за границу в пломбированном контейнере и запускаться командой «Лин Индастриал» непосредственно с территории заказчика».

Впрочем, как и во всех остальных проектах, в которых участвовала команда «Лин Индастриал», многое напрямую зависит от финансирования. Свои первые средства компания получила от бизнес-ангелов. Одобрен грант от «Сколкова» на 5 млн рублей. Однако на следующих этапах бюджет на строительство ракет потребует по меньшей мере 350 млн рублей. Рассчитывать на участие Роскосмоса компания может лишь при благоприятном стечении обстоятельств. «Судя по проекту новой Федеральной космической программы, на поддержку могут претендовать лишь частные производители спутников, — говорит Алексей Калтушкин. — Однако в Роскосмосе нам дали понять, что наш проект могут также принять к рассмотрению, когда мы построим прототип».

В последний год вокруг реформы космической отрасли, которая сопровождается объединением госпредприятий, входящих в Объединенную ракетно-космическую корпорацию, с Роскосмосом, ведется большая дискуссия. Многие эксперты опасаются, что создание единой корпорации уменьшит возможности частных игроков. Такая позиция объясняется простым соображением: никакая структура не заинтересована в том, чтобы «выносить деньги из избы» и финансировать внешние проекты. Однако, по мнению экспертов, стартапы, подобные «Лин Индастриал», при прочих равных все-таки могут претендовать на свой кусок пирога хотя бы потому, что они не составляют конкуренции госпредприятиям, которым неинтересно заниматься маленькими и дешевыми проектами. «В случае успеха проект откроет новую страницу российской космонавтики, доказав на практике, что частный ракетный бизнес возможен, — констатирует Алексей Беляков. — Если же он окажется неудачным — мы получим опытную команду, готовую к новым проектам, обладающую необходимыми компетенциями для создания высокотехнологичной продукции своими силами».

   

Источник: b-mag.ru