Сколтех (Сколковский институт науки и технологий) — это лишь одна часть более масштабного проекта — Фонда Сколково, запущенного в 2010 году тогдашним президентом Дмитрием Медведевым в рамках инициативы для модернизации российской экономики, зависимой от добычи и экспорта нефти и газа.

   

Через четыре года после основания Сколковского института науки и технологий (Сколтех) он был перемещен в специально построенный кампус. Новому университету удалось вернуть российскую диаспору выдающихся ученых обратно в страну после более чем 20-летней миграции.

Некоторые из них уверяют, что вернулись, потому что любят свою страну, из которой когда-то пришлось уехать по различным причинам, и рады возможности принять участие в создании ее научного и технологического будущего. Они также увлечены целью сколковского проекта, которая заключается в создании уникальной экосистемы по примеру американской Кремниевой долины в тихом пригороде Москвы.

Одним из самых выдающихся ученых, которых Сколтех заманил обратно в Россию, является Артем Оганов. Он специализируется на создании новых материалов, которые сам гений назвает «революционной областью, обещающей большие технологические инновации и открытия в материаловедении».

История Оганова является классическим примером российской научной диаспоры. После окончания престижного Московского государственного университета он покинул Россию, чтобы продолжить обучение в Университетском колледже Лондона. Свой выбор Оганов объяснил  следующим образом: «В те времена в нашей стране не существовало будущего в науке. Не было ни перспектив, ни возможностей работать над передовыми научными проектами».

После 16 лет, проведенных за границей, Оганов возвращается в Россию, чтобы заниматься преподаванием и проведением научных исследований в Сколтех. На вопрос «Почему после скольких лет за границей он решил вернуться?» Оганов ответил: «Я хочу воспользоваться возможностью поработать в своей родной стране».

Российский вариант американской Кремниевой долины — Сколтех — является только одной частью более масштабного проекта — Фонда Сколково, запущенного в 2010 году тогдашним президентом Дмитрием Медведевым в рамках инициативы для модернизации российской экономики, зависимой от добычи и экспорта нефти и газа.

В интервью изданию The Moscow Times американский профессор и ректор Сколтех Эдвард Кроули основной миссией университета назвал обеспечение ослабленной российской экономики передовыми научными технологиями.

«Сколтех — это не просто новый университет, это абсолютно новый тип университета. Мы ставим перед собой три основных задания: обучение, исследование и индустриальное развитие. Последнее является нашей основной миссией», — отметил Кроули.

Сколтех был создан 26 октября 2011 года Фондом Сколково совместно с Массачусетским технологическим институтом.

Через четыре года Сколтех развился из небольшой программы с 20 студентами и несколькими целеустремленными профессорами в университет с несколькими сотнями студентов и более чем 60 профессорами.

Кроули отмечает, что 20-25% научных сотрудников университета являются иностранцами, а оставшиеся 75-80% — это российские ученые.

 «15-20% были наняты в России, а оставшиеся 60% являются представителями российской диаспоры, которые вернулись в страну. Можно с уверенностью сказать, что мы привлекли обратно в Россию довольно значительное количество талантливых ученых», — отметил Кроули.

 

«Утечка мозгов» в обратном направлении

Согласно оценкам Кроули, российская научная диаспора насчитывает несколько тысяч человек. Это является огромной средой, с которой Сколтех может нанимать себе сотрудников. Но возникает вопрос — какая часть из этих российских ученых заинтересована в возвращении в родную страну после широкого признания их таланта за рубежом (в Соединенных Штатах и странах Западной Европы).

 Начиная с 2011 года, Сколтех тесно сотрудничает с Русско-американской научной ассоциацией (RASA — Russian-American Science Association) с целью увеличения уровня взаимодействия между российской научной диаспорой и теми учеными, которые остались в стране. Кроули отметил, что собирается выступить на ежегодной конференции Русско-американской научной ассоциации, проведение которой запланировано на начало ноября.

Как уверяет американский профессор, в российской диаспоре существует два типа ученых: те, которые из различных причин стараются не оборачиваться назад, и те, которые заинтересованы в возможности возвращения на родину. Сколтех активно сотрудничает именно с последней категорией ученых.

Комплекс зданий нового кампуса Сколтех теперь станет домом для российских ученых, которые в последние несколько лет приняли предложения от института и вернулись в родную страну, чтобы работать над инновациями, которые позволят государству развиваться.

«Я вернулся в Россию год назад, чтобы создать абсолютно новый тип университета», — рассказывает Альберт Насибулин, который в 1996 году получил ученую степень доктора физико-математических наук Кемеровского государственного университета в Сибири, а в 1999 году выехал в Финляндию, где стал профессором университета Аалто, в котором проработал 15 лет.

Насибулин, который основал в Финляндии компанию, специализирующуюся на коммерциализации углеродных нанотрубок, заявил изданию The Moscow Times, что Сколтех привлек его своей миссией — «способствование коммерциализации результатов научных исследований».

«Еще одной причиной возврата в родную страну было желание познакомить детей с российской культурой», — сказал ученый, добавив, что они отлично владеют русским языком, но родились за границей и поэтому «не очень похожи на граждан России».

 

Практическое применение знаний

Василий Перебейнос переехал из России в США в 1997 году, чтобы получить ученую степень доктора физических наук. После окончания обучения он работал с современными материалами и нанотруктурами для электроники в научном центре IBM имени Т. Дж. Уотсона ( IBM T.J. Watson Research Center).

На вопрос, почему он отказался от карьеры в IMB, Перебейнос сказал, что Сколтех является единственной для него возможностью «на практике применить полученные за границей знания и повлиять на их использование в будущем во благо нашей страны».

 Дмитрий Тетерюков, руководитель Лаборатории космических роботов Сколтеха, изучал роботизированные технологии в Белорусско-Российском университете в городе Могилев (Беларусь), но потом вслед за своим наставником выехал во Францию, а потом Японию, где работал на протяжении 10 лет.

«В Японии я сделал успешную карьеру. Я очень ценю года, проведенные там, но настало время моим знаниям и опыту послужить на благо страны, которая намного больше в них нуждается. В России существует невероятно много возможностей развивать и применять новые технологии. Это и есть мое новое призвание», — отметил Тетерюков.

Филипп Хайтович 20 лет назад окончил Московский государственный университет и выехал в Соединенные Штаты для получения ученой степени доктора наук. Он  отмечает, что решил работать в Сколтех, чтобы «использовать свой опыт и знания для создания мощной современной научной и образовательной базы в России». «А еще я очень соскучился по настоящей российской еде», — с улыбкой добавил ученый.  

     

Источник: obzor.press