Как уже сообщал РИЦ «Югра», в Ханты-Мансийске прошёл Форум Глобального партнёрства Всемирного банка по сокращению объёмов сжигания попутного нефтяного газа. Одним из участников форума стал Фонд развития инновационного центра «Сколково». Что обсуждали резиденты фонда, чем «Сколково» интересна Югра, и какие совместные проекты здесь будут реализованы, корреспонденту РИЦ «Югра» в эксклюзивном интервью рассказал руководитель нефтегазового центра фонда Марат Зайдуллин.  

     
- Марат Гатуфович, чем Форум в Ханты-Мансийске интересен Фонду «Сколково»? 
- Ответ на ваш вопрос очень простой. Форум глобальный, на него приехало огромное количество представительных лиц, руководителей компаний, вице-президентов. Нам было важно и интересно с ними пообщаться. Плюс в Югру съехалось довольно много представителей институтов, вузов системы РАН, которые то или иное отношение имеют к разработке новых технологий по утилизации попутного нефтяного газа. А нам интересно как налаживать и расширять партнёрские отношения с крупными компаниями, так и находить новые проекты, которые можно в «Сколково» развивать. Обе задачи мы выполнили, я лично имел много бесед с представителями крупных компаний. Контакты с ними и так есть, но вот когда общаешься в одном месте в непринуждённой обстановке, это очень полезно. Также познакомился с парой команд, которые разрабатывают новые технологии. Они рассматривают возможность стать резидентами «Сколково», то есть нам это очень интересно. Мы постоянно развиваем свой портфель проектов, и Форум даёт нам такую возможность. 
- Со стороны Фонда были выступления на каких-либо площадках? 
- Конечно, наши резиденты выступали. Например, компания «Газохим Техно», которая получила грант Фонда на создание опытной установки «мини-GTL» для переработки ПНГ в синтетическое топливо. Они выступали на секции по новым технологиям. В принципе, практически каждая компания, которая представляла какие-то новые технологии, нам знакома, мы с ними работаем, кто-то уже является резидентом «Сколково», кто-то нет. Там же на площадке инноваций пообщались с резидентами Югорского технопарка. Мы со всеми инновационными центрами России, так или иначе, знакомы, работаем. Все компании, которые являются резидентами Югорского технопарка, знают о «Сколково». Некоторые югорские инновационные компании являются резидентами нашего фонда. Понятно, что мы не можем, как некий пылесос, собрать все проекты России, кто-то хочет работать в Ханты-Мансийске, базироваться здесь. Тем не менее, если не ошибаюсь, порядка 3-4 компаний из Югры в фонде «Сколково» работают, причём одна из них очень плотно занимается темой «бажена» и довольно успешно. 
- Вы упомянули, что Форум довольно представительный, при этом проводился он вдали от столицы. 
- Это абсолютно оправданная идея. Надо стараться проводить подобные форумы в регионах. Югра выбрана неслучайно, всё-таки 20% в ВВП России что-то да значат. Да и вообще хорошее место. Возможность в такой «немосковской» обстановке пообщаться очень важна. Люди приехали сюда, они отвлечены от работы каждодневной, это способствует более продуктивному общению. Надеюсь и в дальнейшем Югра, как региональный центр добычи нефти и газа, будет проводить такие Форумы. 
- Какие темы, кроме утилизации ПНГ успели обсудить в Ханты-Мансийске? 
- На форуме удалось встретиться с довольно большим количеством представителей администрации Югры, с которыми мы обсудили ряд вопросов. В частности, по созданию экспериментальных полигонов как по газопереработке, так и по технологиям добычи нефти. Одна из задач была обсудить более подробно партнёрское соглашение, которое мы планируем подписать с газоперерабатывающим кластером Югры через месяц на Петербургском международном газовом форуме. Оно будет касаться создания в Югре своеобразного индустриального парка по внедрению газохимических технологий. Для нас эта площадка очень интересна, потому что у нас около 10 компаний-резидентов, имеют отношение к газопереработке, утилизации ПНГ. Перед ними стоят задачи по отработке и испытанию новых технологий. Получить доступ к реальным объектам на реальных месторождениях довольно тяжело, потому что технологии инновационные и не опробованные. Так что такие индустриальные парки, которые будут создаваться здесь на базе газоперерабатывающего кластера,- они нам очень полезны. То есть это площадка, на которой наши компании будут приходить и испытывать свои технологии, после чего уже с сертификатом по итогам испытаний они могут продавать свои решения газовым компаниям. 
- Вы упомянули тему испытательных полигонов. В Югре скоро будет открыт такой полигон, где будут опробовать методы добычи «тяжёлой нефти». 
- Да, на эту тему были беседы с директором института имени Шпильмана, который является оператором проекта по Баженовскому полигону. Эта тема нам интересна, правда, не столько в отношении «бажена». Ведь там, по сути, нужны космические технологии. Над ними, как правило, работают большие консорциумы, включающие крупный бизнес и научные организации. Эта тема для старт-апов не так уж легка. Нас больше интересует вариант создания полигонов на традиционных месторождениях, всё-таки львиная доля нефти сейчас и в ближайшем будущем будет добываться с того же Самотлора, Приобки. Для них очень важна задача продления срока жизни, оптимизации добычи. И технологии, которые у нас стартаперы разрабатывают, они как раз применимы на традиционных месторождениях, поэтому нас интересует тема создания полигона на базе обычного месторождения, максимально усреднённого. И мы эту инициативу сейчас прорабатываем на всех возможных уровнях. Мы непосредственно поддержать инвестициями идею, конечно, не можем, но, тем не менее, мы, как некий агрегатор, эту работу координируем. Общаемся сейчас с Башкирией, с Татарстаном, с администрацией Югры. И на уровне федерального Правительства определённая поддержка есть. Поэтому мы сейчас хотим найти нерентабельное какое-нибудь месторождение «Газпромнефти», «Роснефти», какое угодно, и попытаться его конвертировать в формат научного полигона. Чтобы это было выгодно и нашим резидентам, и потенциальным инвесторам, и компаниям, которые в настоящий момент это разрабатывают. Это был бы своеобразный флажок, которым можно было бы хвастаться. Что мы на базе нерентабельного месторождения, которое абсолютно бесполезно, создали научный полигон. Это очень перспективная тема, которую мы будем продвигать в следующем году. 
- Вы руководитель нефтегазового центра «Сколково», а какое место занимает нефтегазохимия в контексте вашего Фонда? 
- У нас нефтегазовое направление представлено около 100-110 компаниями, их количество растёт довольно быстро. В начале 2012 года в этом секторе было 55 компаний, сейчас в 2 раза больше. Проекты появляются. Сейчас мы начинаем качество проектов повышать. То есть от количества уходим, если в течение года-двух компания не показывает результат, то она из числа резидентов исключается. Без всяких штрафов, просто лишаем статуса. Определённое количество «мёртвых» компаний мы уже отсеяли, так что доля компаний, которые что-то реально делают, она повышается. Из этих 110 компаний то или иное отношение к газопереработке имеют, как я уже сказал, порядка 10. Есть компании, которые занимаются сероочисткой нефти, это очень важная задача. Один резидент уже разработал технологию и занимается изготовлением промышленной установки по гидративной сероочистке. Такого в мире нигде нет, то есть традиционное решение это 7-9 стадий, сначала выделить сероводород, потом его преобразовать и так далее, а наша компания делает это в одну стадию. Есть технология, которая направлена на сепарацию газа, то есть это не химия, преобразование, а просто разделение. Эта компания активно работает с «Роснефтью» на её месторождениях, а сейчас ищет новые ниши. Их решения позволяют снизить стоимость газоперерабатывающего завода процентов на 20-30%. Есть пяток технологий, которые направлены на конверсию ПНГ во что-то более ценное. Это и традиционное GTL, то есть преобразования «попутки» в синтетическую нефть и смешивание с товарной нефтью. Так и что-то более экзотическое, например, производство метилацетата. Технологий химической конверсии достаточно много и как раз те компании, с которыми я познакомился на форуме, предлагают технологии конверсии. Конвертировать ПНГ можно много во что. Есть предложение, как использовать ПНГ в качестве топливного газа для турбин и электростанций. Спектр широкий и комплексные решения можем дать и мы. 
- В последнее время всё шире тема импортозамещения. В «нефтянке» и газохимии есть подвижки в этом плане? 
- Есть и огромные. У нас есть несколько резидентов, которые разработали и внедряют технологии по закачиванию жидкостей в пласт, которые не просто замещают импортные аналоги, но лучше того, что сейчас предлагает компании «Schlumberger», «Halliburton» и т.д. Я позитивно на это всё смотрю, тут вопрос не в мозгах, их хватает, вопрос, как правило, в деньгах. И в том, чтобы среди нефтяных компаний нашлись те, кто готов у себя первыми применить какое-либо новшество. Основной фактор, который задерживает развитие наших резидентов, это то, что они придумали что-то, испытали в лаборатории, а затем нужно провести испытание на реальной скважине. Вот этот момент мешает развитию. Тут мы возвращаемся к темам испытательных полигонов. Это не камень в огород наших нефтяников, но зачастую наши резиденты сначала находят применение своих новелл за рубежом, где более открытые к инновациям фирмы, а потом, получив необходимые сертификаты, возвращаются в Россию. Но время-то упущено. 
- В завершении вопрос, насколько Югра интересна Фонду «Сколково»? 
- Югра важный партнёр, регион, который даёт львиную долю нефте - и газодобычи, он, безусловно, интересен резидентам фонда. «Сколково» рассматривает ваш регион как партнёра в создании испытательных полигонов. Здесь конечно важна роль недропользователей, и здесь есть позитивные моменты. В каждой компании, которая ведёт добычу в Югре, те или иные разработки фонда «Сколково» применялись и применяются. Но также и поддержка региона очень важна. Округ, могу сказать, очень открыт к новациям, администрация Югры готова к инициативам. Есть ощущение встречного движение властей. Из всех регионов России, уверяю, наиболее открыт и готов общаться на тему инициатив «Сколково» именно Ханты-Мансийский автономный округ.
      
   
Источник: informugra.ru