Зачем нужны патенты в России и в мире, и как «Сколково» смогло достичь высоких показателей патентной активности, «Газете.Ru» рассказал управляющий партнер Центра интеллектуальной собственности «Сколково» Антон Пушков.


   

— Каждый день в «Сколково» оформляется заявка на новое изобретение. Почему у сколковских компаний такой интерес к патентованию?

— Самый ценный актив любого стартапа – это результаты научно-технической деятельности. По закону, чтобы эти результаты могли использоваться в сделках, нужно оформить права на интеллектуальную собственность. Если у нас на столе лежит пачка бумаги с научно-технической документацией, в которой выражена уникальность вашей разработки, то это еще не патент, не ноу-хау, это просто информация.

Сейчас в «Сколково» каждый день оформляется новая патентная заявка на вновь создаваемые изобретения компаний - участников проекта. Высокая патентная активность наглядно демонстрирует, что Сколково живет, растет и развивается.

— Какие это объекты интеллектуальной собственности?

Если мы посмотрим на иерархию объектов интеллектуальной собственности, то самым важным будут патенты. Запатентовать можно изобретения, полезные модели и промышленные образцы. 
Когда заявка на изобретение подается в патентное ведомство, оно проходит независимую экспертизу. Первый критерий - мировая новизна. Эксперт патентного ведомства проверяет все открытые источники и научные публикации на наличие аналогичного технического решения, созданного и опубликованного до даты приоритета патентной заявки.

Вторым критерием проверяется изобретательский уровень, т.е. специалисту из этой области науки и техники патентуемое решение не является очевидным. Если было сделано что-то совсем банальное, например, приделали к зубной щетке станок для бритья, это не изобретение. Такую комбинацию можно попытаться запатентовать как промышленный образец на объект дизайна. Но изобретательского уровня здесь нет, т.к. ничего принципиально нового создано не было.

Третий критерий – это промышленная применимость. Экспертиза подтверждает, что патентуемое изобретение можно использовать в промышленности или сельском хозяйстве, оно не является идеей из научной фантастики. 
Именно поэтому полученные патенты на изобретения, которые прошли экспертизу патентного ведомства - это высший пилотаж. Именно такие объекты интеллектуальной собственности особенно ценят венчурные инвесторы и партнеры по совместным исследованиям. Большая часть заявок сколковских стартапов подается как раз на патентование изобретений.

— Почему стартапы пользуются вашими услугами?

— Среди наших клиентов примерно 350 сколковских компаний, т.е. каждая третья компания-участник «Сколково» пользуется нашими услугами. Мы собрали команду патентных поверенных по всем направлениям кластеров «Сколково» и почти все наши специалисты с опытом работы в Роспатенте.

С 2011 года через наш Центр участниками «Сколково» было подано более 800 заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности. И только по четырем патентным заявкам был отказ при экспертизе по существу. Такой статистикой в России не может похвастаться никто.

— Почему у сколковских компаний высокий индекс патентной активности?

— Мы посчитали количество патентных заявок на каждую тысячу сотрудников сколковских компаний, т.е. рассчитали индекс патентной активности. Получилось, что в проекте «Сколково» такой индекс составляет 23,24. Это очень высокий показатель, средний по странам в мире 1-2 заявки на каждую тысячу трудоустроенных граждан. Но сравнивать «Сколково» конечно нужно не с базовыми показателями стран, а с такими же инновационными центрами, кузницами новых технологий. Поэтому были запрошены данные у Zhongguancun Science Park или Z-Park (это такой аналог «Сколково», крупнейший технопарк в Китае, который существует более 20 лет). Несмотря на мировое лидерство Китая по количеству патентных заявок, индекс патентной активности в Z-Park ниже «Сколково» и составляет 21,74.

— Вы сравнивали по заявкам, подаваемым внутри страны, а как обстоит дело с патентованием разработок за рубежом?

Вполне закономерный вопрос. Почему в России, где такие светлые головы, большое количество изобретений и 6-ое место в мире по количеству национальных патентных заявок (44 тыс. заявок в 2014 году), такие низкие показатели по зарубежному патентованию? По статистике ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) Российская Федерация на 25-м месте по количеству международных заявок РСТ (Patent Cooperation Treaty – Договор о патентной кооперации).

РСТ — самая востребованная в мире система для получения патентной охраны за рубежом. Дело в том, что не существует единого международного патента, в каждой стране или регионе выдается свой патент, но существуют международные патентные заявки PCT. Кстати очень удобный инструмент - подаете в Роспатент одну РСТ заявку, а она потом переходит в любые из 149 стран участников системы. У заявителя есть 30 месяцев на то, чтобы выбрать перечень стран.

Рейтинг стран по РСТ - это показатель востребованности зарубежного патентования среди национальных команд разработчиков при выходе на мировые рынки сбыта. Пока, к сожалению, отечественные разработчики активно патентуют внутри страны и очень мало за рубежом. Если из 44 тыс. национальных заявок подадим хотя бы 10%, то попадем в топ-10 стран мировых лидеров PCT патентования, тем самым улучшим положение Российской Федерации в международных рейтингах, где учитывается патентная активность, например, Глобальный индекс инноваций или Рейтинг инновационных стран Блумберг.

— Почему же сейчас такие низкие цифры?

— Есть фундаментальные факторы и факторы, связанные с текущей ситуацией. Первое связано с тем, что у нас долгое время вся интеллектуальная собственность была государственной. В СССР авторы получали авторские свидетельства, а патенты считались государственной собственностью. Люди до сих пор не привыкли ценить нематериальные активы и зарабатывать на них. Культура патентной защиты в России только формируется. Многие не знают, как патентовать и защищать свои разработки за рубежом. Все патентуется внутри страны и мало за рубежом. Второе, это сложная экономическая ситуация; низкие показатели экспорта отечественной высокотехнологичной продукции; непредсказуемость курса иностранных валют, в которых оплачиваются патентные пошлины и услуги иностранных патентных поверенных.

— Есть примеры новых российских технологий, на которые есть спрос на мировых рынках? 

— У нас есть хорошие примеры, когда иностранцы приходят в «Сколково», видят интересный проект и покупают лицензию. Например компания «Антел-нефть» (проект «Технологии обратных задач») продала за 2 млн евро лицензию на патенты и ноу-хау нефтяной корпорации Shell. Это был проект по трудноизвлекаемым запасам нефти, Shell не смогла повторить достижение сколковской компании и приобрела лицензию с запросом на совместный НИОКР. Другим интересным проектом является сделка участника «Сколково» челябинской компании «Трубметпром». Они разработали технологию промышленной очистки поверхности труб. Немецкий концерн SMS Meer профинансирует доведения прототипа до стадии промышленного производства в обмен на право дистрибьюции.

Когда планируется сделка с иностранным лицензиатом для выхода на мировые рынки сбыта, нужно обязательно подумать о зарубежном патентовании. Мы хотели бы ситуацию улучшить, чтобы помочь российским компаниям защищать их перспективные разработки за рубежом.

— Разве Сколково не выделяет гранты на зарубежное патентование? 

В «Сколково» существует система разных грантов. Когда вы получаете статус участника «Сколково», можете претендовать на грантовое финансирование. С 01 августа 2015 года заработала программа выдачи микрогрантов на патентование, в том числе за рубежом. По одной заявке можно получить до 1,5 миллиона рублей. Такая поддержка, безусловно, приведет к еще большему росту патентной активности. В прошлом году через наш Центр было подано более 6% от всех PCT заявок из России, в этом году мы планируем подать больше 10%.

— Как патентование помогает компаниям защищать свои разработки от конкурентов?

— Допустим, мы с вами подали заявку в Роспатент. Дальше у нас есть 12 месяцев, в течение которого мы должны решить, будем ли мы подавать заявки в иностранных государствах, поскольку патенты ограничены территорией страны где они были получены. Если мы пойдем по процедуре PCT, то к 12 месяцам добавится еще 18. Этими 30 месяцами активно пользуются участники «Сколково», чтобы выбрать перечень стран для патентования, у нас каждая третья заявка зарубежная.

Конкретные страны мы определяем исходя из патентного ландшафта, который наглядно показывает: где и в каких странах наибольшая активность по этому направлению науки и техники.

Проблема в том, что если мы никуда не пойдем и запатентуем изобретение только в России, то когда в Китае, Европе или США появятся конкуренты, нам будет очень сложно что-либо доказать. Если мы приходим в суд иностранного государства и утверждаем, что местный производитель незаконно копирует наш патент, то крайне тяжело только на основании российского патента защищать свои права.

— Кто ваши клиенты?

— В основном это участники «Сколково». На первом месте по количеству заявок – компании IT кластера. Дальше идут стартапы по инженерным направлениям, медицине и фарме. Мы также работаем с третьими лицами, среди них есть госкорпорации и международные компании.

— Патентование «под ключ» у вас стоит 999 рублей. Почему так дешево?

— Проект «Сколково» – это в первую очередь экосистема для развития инноваций. Мы предоставляем уникальный набор высокопрофессиональных сервисов по защите прав стартапов на их уникальные разработки. Полная стоимость услуг нашего Центра субсидируется Фондом «Сколково», поэтому для участников проекта такая привлекательная цена.

У нас также стабильный спрос со стороны третьих лиц, которым мы оказываем услуги на рыночных условиях.

— Сколько стоят ваши услуги для не участников Сколково?

— Примерно 80 тыс. рублей за патентную заявку от обращения и до получения патента. Это средняя стоимость по рынку.

— Вы сказали, что из 800 заявок у вас меньше 2% получили отказы в выдаче патента. С чем связаны такие показатели?

— Качество работы обеспечивается профессиональной командой патентных поверенных и использованием лучших баз данных при подготовке материалов заявок.

Мы пользуемся базами данных компании Thomson Reuters. Это самые полные базы данных в мире, патентные ведомства 40 стран, включая Роспатент, официально пользуются этими базами. Благодаря сочетанию этих факторов, уровень подготовки наших патентных заявок очень высокий.

Что касается патентных поисков, то мы также регулярно проверяем патентную чистоту, т.е. будут ли нарушены патенты третьих лиц при реализации проекта в конкретной стране. Еще очень востребованы патентные ландшафты. Поиск по базе данных позволяет выявить тенденции развития определенной области науки и техники за последние 10-20 лет. Мы видим всех крупных игроков, среди компаний, в каких регионах и по каким направлениям они публикуют научные работы и подают патентные заявки, определяем какие работы, авторы и патенты наиболее цитируемые, рисуем карту (отсюда название — ландшафт).

— Отдельная практика Вашего Центра – юристы. Какие сделки они сопровождают?

— Мы помогаем высокотехнологичным российским компаниям оформлять сделки по распоряжению правами (лицензирование, отчуждение), создание совместных предприятий и заключение венчурных сделок по привлечению финансирования.

Мы начинали с базовых вопросов, но очень скоро поняли, что у стартапов высокий спрос на квалифицированную юридическую поддержку. У нас в офисе стали появляться участники, которые не понимали, что такое опционные договоры, зачем создавать совет директоров, какую долю можно продать инвестору, чтобы не потерять контроль за компанией. Стали помогать участникам «Сколково» и членам Сколковского клуба бизнес ангелов осуществлять сопровождение венчурных сделок.

С начала года у нас уже более 50 сделок в работе. За последние два года их было больше 80, общей стоимостью проектов более 3 млрд рублей.

— В октябре в Сколково пройдет Патентая школа. Что это за мероприятие?

— Патентная школа Сколково – самое крупное в России и СНГ мероприятие по патентованию, которую наш Центр проводит совместно с Роспатентом, ВОИС и Открытым Университетом. Очень многие изобретатели хотят научиться самостоятельно оформлять патентные заявки. Курсы повышения квалификации есть в высших учебных заведениях, но длятся они несколько месяцев, в отличие от нашей школы. Патентная школа - это трехдневный интенсив, направленный на получение практических навыков по патентованию в России и за рубежом. В первый день проходят занятия про национальное патентование. Второй день посвящен международному патентованию, к нам приезжают специалисты ВОИС, которые расскажут про PCT и Гаагскую систему. В третий день будут патентные поверенные из США, Китая, Европы.

В этом году мы ожидаем более 1000 заявок на участие со всех регионов России и СНГ. Патентная школа совершенно бесплатна для всех желающих. Зарегистрироваться можно на сайте: http://patents.sk.ru

  

Источник: gazeta.ru