Игорь Богачев, IT кластер «Сколково»: Есть очень большая потенциальная синергия между российским софтом и хардверными возможностями Азии

Игорь Богачев, IT кластер «Сколково»: Есть очень большая потенциальная синергия между российским софтом и хардверными возможностями Азии 

JSON.TV публикует фрагмент интервью с Игорем Богачевым, исполнительным директором IT кластера, вице-президентом фонда «Сколково».

JSON.TV: Первый вопрос. Из последнего пресс-релиза: расскажите о вашем партнере HaxAsia. И с кем вы еще работаете, как привлекаете партнеров из разных стран на разные рынки?

Игорь Богачев: HaxAsia — это акселератор из Сингапура. В чем роль бизнес-акселератора? «Сколково» в первую очередь площадка. Мы создаем экосистемы из разных элементов. Акселераторы, стартапы, корпорации, венчурные фонды — все к нам. За счет этой каши, этой ухи, в этой комфортной среде и должны рождаться инновации. Наша роль — создавать эту среду. Поэтому мы привлекаем не только фонды, корпорации и стратапы, но и акселераторы. А HaxAsia — это партнерский акселератор в Азии. Так как у них есть свой венчурный фонд, они будут инвестировать в наших участников, которые заинтересованы в выходе на рынок Юго-Восточной Азии. HaxAsia будет помогать им связями, деньгами, в том числе налаживанием производства в Азии, что иногда более эффективно. Мы знаем, что все крупные IT-игроки производятся на Foxconn в Китае, в Малайзии. Это достаточно понятный путь для хардверных проектов, для тех, кто делает какие-то железки или устройства.

JSON.TV: С точки зрения развития технологий Азия — это наше будущее? Уже этот поворот начинает осуществляться?

Игорь Богачев: Мы всегда смотрели на Азию очень позитивно, потому что Азия очень сильна в плане производства оборудования и микроэлектроники, а Россия со своим потенциалом математиков и программистов хорошо дополняет ее с точки зрения программного обеспечения.

Об этом свидетельствует, в частности, пример RAIDIX, который я привел. В Азии много производителей, например, массивов дисковых, но при этом у них нет управляющего софта. Поэтому есть синергия между российскими компаниями, которые производят софт, и азиатскими компаниями, которые производят железо. Потенциал мы видим, в первую очередь, в этой области, для того чтобы создавать продукты мирового уровня. Во вторую очередь, конечно, это сам по себе крупный рынок, со своей спецификой. Почему мы активно занимаемся Road-show в Азии — в прошлом году мы делали в Гонконге и Китае, в этом году Сингапур и Юго-Восточная Азия? С одной стороны, у наших стартапов есть потребность и желание выходить на этот рынок, с другой стороны, плыть в одиночку — это сложно, дорого в отсутствии связей, каких-то партнеров. Соответственно, это первый шаг, как в случае инвестиций, — грант мы даем, чтобы был сделан первый шаг. Соответственно, здесь мы помогаем сделать первый шаг в новый регион, поскольку у нас наработаны связи с местными партнерами, агентствами, технопарками, аналогичными «Сколково», корпорациями, венчурными фондами или акселераторами. Мы помогаем тем компаниям, которые готовы и хотят выходить на этот рынок. При этом мы также активно работаем не только в Азии, но и в Европе, в Америке. Мы, наверное, три Road-show делали в Силиконовой долине за последние 3 года.

JSON.TV: То есть мало что изменилось за последние несколько лет?

Игорь Богачев: Откровенно говоря, я бы не сказал, что что-то изменилось. Мы по-прежнему двигаемся на большие рынки, помогаем нашим компаниям туда выходить.

JSON.TV: Там-то принимают?

Игорь Богачев: Конечно принимают. Потому что инновации — это такая зона, которая интересна всем, она немножко в стороне от политики стоит, потому что все хотят развивать новые технологии, всем интересно. Это позитивное комьюнити.

Было бы неправильно сказать, что этой темы нет вообще — темы санкций, темы отношений. Конечно есть. И в разговорах она все время возникает. У меня на прошлой неделе был конф-колл с американским крупным акселератором. Конечно, они тоже понимают, что есть какая-то политическая ситуация, но при этом готовы и хотят работать. То есть бизнес никуда не девается.

JSON.TV: Вопрос по Вашему азиатскому вояжу. Сингапур, Гонконг — отстаем, догоняем? Что можно у них перенять, что определяет их специфику?

Игорь Богачев: Наверное, стоит поговорить про Сингапур, потому что в Гонконге я был год назад — уже не очень свежо. Похожая модель. Сингапур — небольшое государство со своей спецификой. Во-первых, население очень образованное. Его мало и оно образованное. Поэтому у них очень низкий уровень безработицы, люди работают в основном в корпорациях на высокооплачиваемых работах. Соответственно, есть проблемы с рождаемостью. Государство активно привлекает новые кадры в области инноваций. Для ориентира, из 5,5 млн. жителей Сингапура только 3,6 коренные. Остальные — люди привлеченные, приглашенные, заманенные. Мы с ними находимся в конкурентной зоне.

Мы конкурируем за лучшие умы. И не только русские, но и из других стран.

Соответственно, поэтому в Сингапуре созданы достаточно серьезные предпочтения для инновационного бизнеса. Если вы создаете там компанию полного цикла… Важно, что они не поддерживают представительства, так же как и мы. Создаете компанию полного цикла — вокруг вас целый спектр агентств типа «Сколково», которые вам помогают, которые вам дают гранты, которые вам дают государственные инвестиции, которые помогают вам провести совместные исследования с научно-исследовательскими институтами и которые помогают вам заниматься международной коммерциализацией на рынке Юго-Восточной Азии. В принципе, достаточно понятная модель с низкими налогами. Понятно, что Сингапур сам по себе это вообще не рынок: маленькая территория. Но это хороший плацдарм для выхода на более крупные рынки Малайзии, Индонезии, Вьетнама. С этой точки зрения Гонконг делает примерно то же самое. Для них основной рынок — это континентальный Китай. Если вы хотите идти в Китай, но боитесь, потому что, например, Гонконг по-прежнему живет в англо-саксонском праве, поэтому защищает интеллектуальную собственность очень хорошо, — учтите, что зато вы можете нанять местных людей, которые говорят по-китайски, по крайней мере, по-кантонски, и работать с частью Китая. Очевидный путь выхода в Китай, если у вас нет в Китае партнеров.

Разница между Сингапуром и Гонконгом, скорее, географическая. Может быть, Сингапур более комфортный с точки зрения проживания. Все говорят по-английски. Но стратегия в целом везде одинакова. Каждая страна сейчас борется за инноваторов.

Понятно, что инноваторов в каждой стране не хватает, поэтому они и мы тоже активно выходим на мировой рынок. Это отдельная конкурентная зона.

 

json.tv