В инновационном центре «Сколково» прошла Летняя школа для молодых ученых «Наука как бизнес». Ее главной целью стала подготовка кадрового резерва для новых структур в научно-исследовательских институтах: центров трансфера технологий, центров коммерциализации и т.д. О том, как зарабатывать деньги на науке, проводить конференции и искать соратников корреспонденту «Экспира» рассказала заместитель исполнительного директора Открытого университета Сколково Екатерина Морозова.

– Для кого была организована Летняя школа?

– Открытый университет Сколково уже несколько лет проводит сезонные школы: летнюю и зимнюю. Но с прошлого года мы решили сделать акцент на науку: приглашать на занятия не предпринимателей, не студентов, а молодых ученых. Людей в возрасте до 39 лет, которые работают в институтах и научных центрах России и СНГ. Они уже сделали свой жизненный выбор в пользу науки и решили реализовать себя в этой сфере.

«Сколково» поддерживает только те проекты, в которых есть элемент научной новизны и нового технологического знания. Такого рода проекты приходят к нам из университетских лабораторий и лабораторий научно-исследовательских институтов. За пять лет нашей работы как управляющей компании мы поняли, что несмотря на прекрасный научный уровень, глубину разработок, оригинальность идей, основная проблема всех команд, которые приходят из научной среды одна и та же. Они совершенно ничего не понимают в бизнесе. Имея великолепные стартовые научно-технологические разработки, практически все они лишены успешного будущего в мире бизнеса. Нам приходится очень многие вещи делать за них, что совершенно неправильно.

Осознав этот «пробел», этот дефицит знаний, нехватку обученных этим компетенциям людей в российской науке, мы решили по мере сил вместе с нашими партнерами заняться работой с молодежью. Ведь молодые ученые наиболее восприимчивы к изменениям. Они смогут внедрить в свою среду правильное мышление и самые лучшие международные практики.

В прошлом году мы провели первую Летнюю школу для молодых ученых. Нашим партнером стало Федеральное агентство научных организаций.

– В чем особенность программы Летней школы этого года?

– Для того, чтобы во всех научно-исследовательских институтах активно шел процесс инноваций и коммерциализации, нужно вводить специальные должности, которых раньше не было. Впрочем, в некоторых институтах они уже появились. Например, замдиректора по инновациям или замдиректора по развитию. Но, как правило, эти должности (если они есть) заняты людьми зрелого возраста, которые выросли и сформировались как специалисты еще во времена СССР. Им, конечно, очень тяжело оперировать бизнес-категориями.

Когда мы с ФАНО стали думать о том, кого мы будет готовить и формировать на этой школе, идея была такая. Мы будет создавать кадровый резерв молодых специалистов, которые смогут занять в недалекой перспективе позиции директоров центров трансфера технологий, руководителей офисов коммерциализации и, если у них будет очень серьезный потенциал, замдиректоров по инновациям и коммерциализации.

Летняя школа – это кадровый резерв для российской науки. Вернее, именно та его часть, которая будет отвечать за узкий сегмент под названием «Инновации и коммерциализация». Они будут заниматься зарабатыванием денег и внедрением новых технологий в реальный сектор экономики.

– Вы ориентируетесь в большей степени на технические вузы и инженерные институты?

– Они в большей степени соответствуют тем задачам, которые фонд «Сколково» ставит перед собой. Возможности для коммерциализации есть и в гуманитарном секторе: и у историков, и у культурологов, и у лингвистов. Они могут успешно зарабатывать деньги, проводить интересные платные мероприятия, публиковать книги, которые будут быстро раскупаться.

У фонда «Сколково» есть своя фокусировка. У нас есть пять приоритетных направлений, и все они связаны с технологиями, а не с гуманитарным знанием. Поэтому мы работаем в первую очередь с научно-исследовательскими институтами профиля «естественно-научные знания», сейчас в работу активно включились медицинские и биотехнологические институты. Очень радует, что активно работают научно-исследовательские институты сферы сельского хозяйства – те, кто занимается разработкой технологий для агрокомплекса.

В меньшинстве у нас историки и лингвисты, здесь всего 2-3 человека. Они были очень настойчивы и говорили о том, что они тоже хотят выживать, зарабатывать и быть успешными.

– Какова была процедура отбора участников?

– С учетом опыта прошлой школы мы изменили технологию отбора. В прошлом году мы оценивали только резюме и результаты выполненных тестовых заданий. В этом году мы обращали внимание еще и на место работы человека. Если от одного института заявку подавало два-три человека, мы брали всех. Даже в том случае, если у кого-то из них был не очень высокий проходной балл. Три человека могут сделать гораздо больше, когда вернутся с курса. Они будут более эффективны, чем одна «звезда». «Звезда» вернется в свой регион, где не будет никакой поддержки, и очень быстро разочаруется и «сломается».

На этой школе мы постарались найти двух-трех человек из одного научно-исследовательского института. Если этого не получалось, то хотя бы двух-трех человек из одного города или из смежной научно-исследовательской области. Это нужно, чтобы потом они друг друга поддерживали.

– Насколько выполнимы те планы, которые участники школы перед собой ставят? Воплотят ли они их в жизнь, когда вернутся назад?

– Все зависит от того, какую задачу перед собой ставить. Ожидать, что они вернутся и сделают в своем институте революцию, не стоит. Они вернутся в свою среду. Среда, в отличие от них, за эти шесть дней не изменится. Им надо будет искать возможности для того, чтобы те знания, тот запал, который они получили здесь, применить.

Мы очень надеемся, что когда наши участники вернутся домой, они сделают ряд шагов, которые позволят им реализовать себя и реализовать совместные проекты за счет того, что у них есть поддержка коллег из своего и соседних институтов.

– Какова их главная задача?

– Все ребята были поделены на 10 команд по региональному принципу. Есть одна команда полностью из Белоруссии, есть сборная СНГ, и 8 команд из России. Мы хотим, чтобы каждая команда в своем регионе провела аналогичную школу, такую же научно-образовательную конференцию на уровне своего региона. Первый шаг – это привлечение сторонников, единомышленников в своем регионе, чтобы то, что они задумали и захотели делать после этой школы, им было делать проще. Они будут опираться друг на друга.

Мы надеемся, что все участники нашей школы будут активными членами кадрового резерва ФАНО. Это позволит им в приоритетном порядке занимать руководящие должности и иметь еще больше возможностей менять ту среду, менять ту систему, в которой они работают.

– Смогут ли участники школы обратиться к вам за поддержкой после окончания занятий?

– Мы это декларировали с самого начала. Это было объявлено как одно из условий Летней школы. Мы объявили, что поделим участников на команды, которые будут в течение шести дней разрабатывать модель научно-практической или образовательной конференции. В последний день школы будет итоговое голосование, будет работать жюри. Команда, которая выиграет, получит полную поддержку со стороны фонда «Сколково». Это значит, что на конференцию приедут наши спикеры, мы поможем найти и привезти хороших тренеров, мы сами будем выступать на конференции и работать с ее участниками. Мы постараемся привлечь на конференцию крупную индустрию в качестве партнеров. Мы будем оказывать всемерную поддержку.

Главную поддержку мы обещали победителю. Однако это не означает, что всем остальным командам мы не будем помогать. Мы это практикуем уже не первый раз. В течение 2015 года прошло несколько конференций, которые мы поддержали. Речь идет не о финансовой, а об организационной поддержке.

Материал подготовлен редакцией «Экспира».

Фото предоставлено PR-службой Открытого университета Сколково.

 

xpir.ru