С 13 по 18 июля в Нижегородской области уже в шестой раз прошли испытания беспилотных наземных и летающих транспортных средств «РобоКросс». Робототехнический центр «Сколково» на соревнованиях представляли две компании: «КБ Аврора» и «Ле Тало Роботикс». «Известия» выяснили, зачем России нужны умные «машины без водителя» и как их внедрение может изменить ситуацию на отечественных дорогах.

Мы живем в огромной и в общем-то малонаселенной стране. Сочетание этих двух факторов, по мнению Альберта Ефимова, главного робототехника Фонда «Сколково», открывает широкий простор для использования любых беспилотных видов транспорта, как наземных, так и воздушных. В России такие транспортные средства будет проще технически регулировать, чем в густонаселенных странах, например в Западной Европе.

Для нашей страны, где, как известно, есть две вечные беды, создание умных дорог и умного транспорта является ключевым фактором повышения конкурентоспособности на мировом уровнеуверен Альберт Ефимов.

Мировой опыт свидетельствует, что только развитие автономных и беспилотных транспортных технологий поможет кардинально снизить аварийность на дорогах — сейчас более 90% аварий происходит по вине водителей. Примерно один миллион людей гибнет ежегодно на дорогах. Создать автомашины без водителя — значит спасти миллионы жизней.

 

«Мозги» для «КамАЗа»

В настоящее время уже несколько резидентов робототехнического центра «Сколково» успешно сотрудничают с отечественными автогигантами. Например, совсем недавно, в июне, Фонд «Сколково» и КамАЗ заключили соглашение о совместной деятельности по разработке и запуску в промышленное производство беспилотных транспортных средств.

По условиям соглашения «Сколково» подбирает команду разработчиков и обеспечивает им разностороннюю поддержку в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). КамАЗ, со своей стороны, разработает техническое задание и подготовит производственные мощности для размещения новых производств под выпуск продукта. Он также берет на себя обеспечение проведения испытаний на соответствие разработки условиям технического задания, и в случае успешной реализации проекта займется продвижением и сбытом созданного продукта.

Один из участников программы по разработке беспилотного «КамАЗа» — резидент робототехнического центра компания «ВИСТ Майнинг Технолоджи». Как рассказал Дмитрий Клебанов, директор по развитию «ВИСТ Майнинг Технолджи», в компании разрабатывают роботизированный автосамосвал, занимаются вопросами динамического построения траектории движения, системой управления и ведения автосамосвала по маршруту, системой предотвращения столкновений, а также механизмами управления грузовика. На YouTube уже выложен видеоролик испытаний прототипа этого беспилотного автомобиля.

Почему беспилотные технологии реально внедряются в первую очередь на грузовом транспорте? Именно там можно получить максимальную коммерческую отдачу.

Когда мы говорим о рынке транспортной автологистики, то основное преимущество автомобилейроботов — это экономия топлива от 10 до 40%. Второе — это возможность постоянного движения (автомобилюроботу не нужен водитель). Третье — это возможность объединять машины в целые автопоезда (чтобы они двигались «паровозиком» одна за другой). За счет этого сократится количество ДТП. Наконец, четвертое — рынок транспортной логистики чуть более структурирован. Если движение в городской черте хаотичное, то движение по скоростной трассе — бесперебойное и быстроерассказывает Альберт Ефимов.

Кроме того, интерес с коммерческой точки зрения представляет внедрение беспилотных технологий на закрытых дорогах. Под ними подразумеваются карьеры, лесные и горные разработки, стройки. Актуальным остается и вопрос внедрения беспилотников в оборонном секторе.

 

Наш ответ «Гугломобилю»

Еще один пример беспилотных технологий демонстрирует другой резидент робототехнического центра — компания КБ «Аврора», которая является троекратным чемпионом национальных робототехнических испытаний «РобоКросс». Недавно компания получила сколковский грант в 5 млн рублей на разработку программного обеспечения для управления автопилотом. Альберт Ефимов отмечает именно команду КБ «Аврора» как одну из самых упорных в достижении поставленных целей.

О «Сколково» мы услышали два года назад. Узнали про программу поддержки молодых компаний и решили стать резидентами робототехнического центра. В результате мы прошли достаточно тернистый путь, в конце которого получили грант на соревновании «РобоКросс». Наш основной продукт — это автопилот. Грант помог нам завершить прототип авторобота. Сейчас мы ищем инвестиции, чтобы доработать его до коммерческой стадии, когда им заинтересуются крупные автомобильные компании, сельскохозяйственные производители и представители оборонного сектора.рассказывает Станислав Голь, сооснователь КБ «Аврора»

Станислав также рассказал о предпосылках и основных трендах развития беспилотных технологий. Так, современный мир идет к тому, что автомобили получают все большую самостоятельность. Сейчас некоторые из них могут автоматически затормозить перед выбежавшим на проезжую часть пешеходом, сориентироваться на дорожной разметке, помочь водителю припарковаться. Все это приводит к тому, что ведущие мировые автомобильные компании уже испытывают автомобили, которые могут ездить полностью автономно. Такие авто по ходу движения учитывают дорожные знаки, они могут объезжать препятствия и другие автомобили при помощи специальных технических средств, например радаров. В компании КБ «Аврора» прогнозируют, что в течение ближайших 5–10 лет такие разработки будут появляться почти во всех новых легковых или коммерческих автомобилях.

Проблема заключается в том, что делиться подобными ноухау, естественно, никто не собирается. Разработчики и компании, которые владеют современными технологиями, в обозримом будущем точно не согласятся продать свои секреты конкурентам даже за большие деньги. Поэтому, чтобы поддержать развитие научно-технического прогресса в России на должном уровне, нужно работать над проектом своего отечественного автопилота.

В России есть аналогичные проекты автопилота, но именно наша разработка выдержала полевые испытания на полигоне Группы ГАЗ.подчеркнул Станислав Голь.

 

Чудеса на виражах

Помимо наземных беспилотников в робототехническом центре занимаются и созданием летающих. В «Сколково» команда «Ле Тало Роботикс» попала ровно год назад, после «РобоКросс2014». Тогда они там выступали просто со своей командой, серьезной компании еще не было. Вскоре после соревнования «Ле Тало Роботикс» подала заявку на получение статуса резидента, а несколько месяцев назад заявку одобрили, и компания стала полноправным участником Фонда «Сколково».

Разработчики в «Ле Тало Роботикс» занимаются созданием беспилотных автономных летательных аппаратов. Их идея состоит в том, чтобы полностью исключить из управления летательным аппаратом человека: если вам нужны фото определенной местности, вы можете зайти со смартфона в специальное приложение, вызвать робота, который тут же прилетит, сделает фото и перешлет их на ваш гаджет.

Предположим, что вы купили новый дачный участок. Вы приехали на свою будущую дачу, и вам нужно составить план участка. Как это сделать? Очень просто! Достаточно достать из кармана смартфон, зайти в приложение, нажать на одну кнопочку. Вскоре после этого на участок прилетит коптер. Он сам сделает подробные снимки нужной местности, и через какое-то время все фото появятся на вашем гаджете». Это называется «беспилотниккакуслуга.объясняет принцип работы коптера Павел Герасимов, руководитель компании.

Однако для работы такого чуда техники должна быть создана особая инфраструктура. Реально она сможет появиться только через 5–6 лет. Как только это произойдет, беспилотники можно будет использовать в строительной, железнодорожной, сельскохозяйственной и других отраслях российской экономики. Беспилотники актуально использовать в строительстве: они смогут взлетать раз в день, составлять план участка и регулярно предоставлять актуальные фото процесса строительства.

Сейчас мы работаем над пилотным проектом с компанией ПСК «Геопром», уже установили контакты с крупными застройщиками «Мортон» и «Сити 21 век». Пока от них получили ответ, что наши разработки весьма интересны и надо дальше встречаться и работать. Вот, будем продвигаться в этом направлении.рассказал об успехах Павел Герасимов.

 

Момент настал!

Почему именно сейчас актуально работать над совершенствованием как наземных, так и летающих беспилотников? Во-первых, потому что их рынок еще только создается, он не сформирован до конца. В России, и конкретно в Сколково, есть успешные примеры развития беспилотных проектов, но до формирования значимого рынка еще очень далеко. Это обстоятельство дает существенную фору молодым инноваторам.

Во-вторых, потому что отечественные автопроизводители (ГАЗ, КамАЗ и другие) с каждым годом все больше интересуются развитием искусственного интеллекта для машин. Они понимают: только внедряя беспилотные технологии, можно сохранять конкурентоспособность на рынке. Пока зарубежные разработчики ненамного, но опережают российских. Важность и необходимость поддержки этой темы за границей осознали раньше: во многих экономически развитых странах государство выделяет гигантские суммы на развитие беспилотных технологий (Япония, США, страны Западной Европы). Прежде всего там создается необходимая для беспилотников инфраструктура. Например, прошлым летом стало известно, что в Великобритании в ближайшие три года будет потрачено ?10 млн (почти 900 млн рублей) на создание городских зон для беспилотного транспорта. Это нужно для того, чтобы университеты и коммерческие компании могли использовать беспилотные технологии «на месте», не выезжая далеко. Также будут пересмотрены некоторые законы, регулирующие дорожное движение в стране. Тестирование беспилотных автомобилей будет совместно финансироваться министерством по делам бизнеса, инноваций и ремесел и департаментом по транспорту.

Альберт Ефимов рассказал, что до недавних пор было принципиально важно, кто делает дизайн, корпус, двигатель автомашины. Логика была такой: дизайн легковой машины будет разработан внутри страны, а вот коробку передач и тормозную систему можно купить где-то еще. Сейчас ситуация меняется кардинальным образом. В современном премиальном автомобиле около четверти стоимости приходится на программное обеспечение. Вопрос, где оно разработано, и будет определяющим в «национальности» автомобиля. Поэтому первоочередная задача на данный момент — по полной использовать все главные отечественные преимущества. Это, как уже говорилось выше, и гигантская малонаселенная территория, и интерес национальных автомобильных производителей, и желание молодых и талантливых разработчиков искать новые пути решения сложных задач. Только объединившись, все участники процесса — заказчики, разработчики и инвесторы — смогут получить востребованный рынком продукт — современный, но исключительно безопасный автотранспорт, отвечающий всем вызовам постоянно меняющегося мира.

 

«Известия» (Москва. Приложения), Москва, 28.07.2015, Екатерина Кочетова