Крупнейшая стартап-конференция России и Восточной Европы — Startup Village — уже третий год подряд собирает лучшие стартапы, сотни экспертов и инвесторов, тысячи гостей со всего мира.


Впервые хозяева мероприятия — Фонд «Сколково» — принимали гостей у себя «дома» — в самой настоящей «глобальной деревне», где есть центральная улица Нобеля, несколько зданий, зоны для работы и отдыха, множество зеленых аллей и инновационные сюрпризы на каждом углу.

  

Конференция Startup Village приветствовала гостей яркими красками и громкой музыкой. Те, кто приехал раньше остальных, могли до начала работы прогуляться по берегу пруда, послушать классическую музыку в тени деревьев, отведать свежего смузи и просто погреться на солнышке, растянувшись в пляжных креслах на лужайке. Несмотря на обилие народа (к 11.00 в Сколково прибыли уже 10 тыс. человек), здесь очень уютно: тусовка собралась дружная и позитивная как никогда. Это отметил и Аркадий Дворкович, заместитель председателя правительства России. «Мне кажется, все выглядит здорово, — сказал он с главной сцены во время своего приветственного слова. — Сколково — это уже не просто название, это красивое место. Где-то за забором еще кипит стройка, но здесь уже все прекрасно и готово к началу события, на котором всем будет интересно».

Сразу за зоной регистрации, пройдя через гигантские кислотно-розовые ворота, участники события попадали на ярмарку инноваций — Startup Bazaar. Здесь расположились стенды резидентов всех сколковских кластеров — IT, «Биомед», «Энерготех», «Космос» и «Ядертех». Познакомиться с разработками до официального открытия конференции было проблематично — с раннего утра молодых ребят со всех сторон окружали посетители. Время от времени сквозь мерный шум бесед прорывались восклицания: «Вот визитка, давайте сотрудничать», «Созвонимся на днях!», «Вы сделали реальную вещь!»...

«Мы все сегодня станем участниками большого и в хорошем смысле слова наглого проекта, который доказывает, что в этой стране можно многое сделать, — заявил Виктор Вексельберг, президент Фонда «Сколково», открывая Startup Village-2015. — Глядя на вас, на ваши лица и улыбки, я верю, что мы справимся с любыми проблемами и создадим центр притяжения новых технологий, которым будет восхищаться весь мир. Именно тут будут жить и работать талантливые люди, сюда будут приезжать послы из разных стран, здесь мы будем производить конкурентоспособные инновации. Пятилетняя история развития «Сколково» подтверждает, что нам это по силам!» Под занавес церемонии открытия было подписано партнерское соглашение о создании в Сколково финского биотехнологического технопарка BIOCITY. Бюджет проекта составит €200 млн. С этого момента работа Startup Village официально началась, во всех павильонах закипели дискуссии.

  

Бизнес готов к диалогу

Едва ли не самая актуальная тема для многих стартапов — нужны ли их разработки большим корпорациям? Маститые представители крупного бизнеса заверили, что нужны, и нужны обязательно. В дискуссии на эту тему приняли участие представители высшего эшелона управления компаний Siemens, Cisco, Сбербанк, «АвтоВАЗ» и др. Модератором беседы выступил Игорь Богачев, вице-президент Фонда «Сколково», руководитель IT-кластера.

Большие корпорации нуждаются в свежих идеях — и это особенно ощущается в кризисные времена. Так считает Виктор Орловский, старший вице-президент Сбербанка по информационным технологиям. Он объяснил свою точку зрения на наглядном примере: когда тряпка мокрая, ее выжимают до тех пор, пока с нее ничего не будет капать. Так и в бизнесе: до инноваций дело доходит, когда из существующих технологий и продуктов «выжать» уже нечего. Компании в такие моменты, условно говоря, упираются в стену. Причем происходит это незаметно и на полной скорости. Только после этого возникает потребность в поиске других вариантов решения назревших проблем.

«В крупных компаниях всегда существует инерция, — сказал Виктор Орловский. — Им всегда очень нелегко внедрять что-то новое. Причем нужно учитывать, что большие технологические компании так же медленно реагируют на изменения, как, например, банки или авиастроительные гиганты. Даже знаменитая на весь мир компания Google, про которую говорят, что она работает как огромное количество мелких стартапов, на самом деле имеет консервативную структуру управления, в которой присутствует протекция тех или иных решений».

Главная идея выступления Оливера Хайда, главы технического центра Siemens, заключалась в том, что стартапы не должны «изобретать велосипед». Если они желают сотрудничать с крупными корпорациями, они должны предлагать решения для поддержки уже существующих технологий. И чем проще будут эти решения — тем больше шансов на успех.

Каких конкретно технологий не хватает? Ведь, по статистике, 75% инноваций компании если и покупают, то кладут на полку и забывают про них. Абсолютно все спикеры назвали в числе нужных решений системы анализа больших баз данных, их обработки и управления ими. Стартапы, работающие в этой области, могут рассчитывать на то, что их проекты будут увидены и услышаны. «Начинающему бизнесу нужно уметь правильно себя преподнести, — прокомментировал Сергей Морозов, генеральный директор компании DATADVANCE (один из первых резидентов «Сколково», ныне сотрудничает с Airbus и другими большими корпорациями). — Обращаться лучше всего напрямую к руководству, к людям, которые принимают решения. Надо быть готовыми и к тому, что процесс сотрудничества будет долгим, он потребует достаточного количества средств. Поэтому придется или искать хорошего инвестора, который вложится во все пилотные проекты, или пытаться угадать, какое решение удастся реализовать и окупить быстрее остальных и продвигать его в первую очередь».

 

Непростое партнерство

Многие стартапы подтверждают тот факт, что сотрудничать с крупным бизнесом нелегко. В частности, об этом сказал Андрей Бурмакин, генеральный директор компании «МобИн», которая в марте стала резидентом Фонда «Сколково». Недавно эта компания выиграла сколковский конкурс «Инновации в электроэнергетике», получив грант в 5 млн рублей на разработку своего проекта — программно-инструментального комплекса «Мобильные инспекции». Это инновационное мобильное решение, предназначенное для сбора и обработки технической информации при осмотре энергетических объектов. Решение позволяет снизить аварийность на объектах и повысить производительность труда персонала.

  

По словам Андрея Бурмакина, в его планах было сразу наладить связи с крупными промышленными предприятиями. «Но мы столкнулись с проблемой, что в компаниях либо вообще не налажен процесс внедрения инноваций, либо он очень долгий, — поясняет он. — Поэтому мы пока только на стадии «предзаключения» контрактов, и, когда она завершится, непонятно. С другой стороны, постоянно расширяется круг потенциальных заказчиков. Только сегодня, на удивление, много людей подходило. Мы относимся к таким знакомствам как к способу расширить свои горизонты: оказывается, наше решение подходит даже тем компаниям, о которых мы никогда не задумывались».

Есть стартапы, которые пытаются сотрудничать с крупными... музеями. Например, проект Prixel, который пока еще не является резидентом «Сколково» (он уже прошел процесс проверки заявки, осталось только предоставить технические документы). Prixel — это технология репродукции живописи с использованием инновационной технологии 3D-печати. Она дает возможность сделать точную копию любой картины с сохранением всех объемных элементов поверхности до мельчайшего мазка. Таким образом, репродукция точно воспроизводит объемные мазки и передает уникальную живописную технику художника. Ограничений по размеру печати почти нет (максимум 3х2 м). Приобрести инновационные репродукции можно было в рамках Startup Bazaar. Цены на них начинались от 3 тыс. рублей. «Мы уже пытались наладить сотрудничество с некоторыми музеями, — рассказал Кирилл Авдеев, генеральный директор проекта Prixel. — Это очень сложно. Почему-то музеи не сильно заинтересованы в дополнительном заработке (наша модель предполагает отчисление музею с каждой проданной репродукции). Поэтому пока мы отказались от подобных планов и планируем предоставлять нашу технологию печати типографиям, плюс хотим продавать им доступ к нашему банку картин».

Впрочем, были на выставке и такие инноваторы, у которых, по их словам, нет никаких проблем в поиске заказчиков. Так, Мартын Нунупаров, генеральный директор компании Qmodule, в ответ на вопрос, кто уже заинтересовался представляемой им технологией, просто достал из кармана стопку визиток. «Сегодня подходили представители «Газпром нефти», «Мосэнерго», нескольких турецких отелей», — перечислил он.

На Startup Bazaar Мартын Нунупаров представлял датчики для «Умного дома». Каждый датчик — это микропроцессорное электронное устройство, в доме их устанавливается несколько. Все датчики подключены к одной сети. Данные о работе датчиков через специальное приложение передаются на мобильный телефон хозяину дома. «С помощью нашей технологии можно на любом расстоянии от дома (даже находясь в другом городе) следить за тем, не остался ли где-нибудь гореть свет, выключили ли вы утюг перед выходом и многое другое, — поясняет Мартын Нунупаров. — С телефона же можно выключить любые электроприборы. Кроме того, хозяину по sms приходят сигналы о протечке в ванной или возникшем задымлении, например».

 

Взрослые решения детских проблем

В этот раз на Startup Bazaar было много инновационных разработок для детей, пожилых людей и инвалидов. Так, компания Babyfield представляла автоматический подогреватель-стерилизатор для бутылочек с детским питанием. «Фишка» устройства заключается в том, что оно управляется одной кнопкой (ночью в темноте родители точно не перепутают, куда нажимать), а температура содержимого гарантируется независимо от начальных условий (не нужно постоянно проверять, не перегрелось ли питание и не осталось ли оно полухолодным). Руководитель проекта Алексей Левченко говорит, что идея создания устройства пришла к нему вместе с появлением собственного ребенка. Компания уже сотрудничает с «Научным центром здоровья детей» РАМН и Союзом педиатров России.

  

Еще одно «детское» изобретение — сервис для мониторинга поведения ребенка в интернете от компании NetPolice Info. Инновационная программа оперативно уведомляет родителей, если среди посещенных ребенком сайтов обнаружены угрозы. К запросам «с угрозой» относятся сайты о наркотиках, суициде и т.д. У программы есть два отличия от всех уже существующих. Во-первых, родитель может задать программе конкретные ресурсы, о посещении которых нужно его уведомлять (так ему не будут приходить письма с ненужной информацией). Во-вторых, при классическом интернет-контроле на «вредные» сайты ставится блокировка, и ребенок может посетить их с другого компьютера или телефона. Родители об этом даже не узнают. В данном случае доступ свободен абсолютно ко всей информации, ребенок свободно заходит на сайты с лишней для него информацией, а родитель моментально об этом узнает. «В перспективе мы будем интегрироваться со службой психологов, — говорит Мария Яснева, менеджер по маркетингу. — Это нужно для того, чтобы родители могли онлайн отправить профиль своего ребенка психологу и получить консультацию».

В числе стартапов, представлявших инновации для людей с ограниченными возможностями здоровья, была компания Orience. Ее основатели создали «навигатор» для слабовидящих и незрячих, который позволяет им ориентироваться в помещениях и на улице с помощью аудиогида. Прибор может заменить ультразвуковые трости и другие локаторы. На груди человека крепится устройство, которое «видит» окружающую обстановку и голосом предупреждает о препятствиях. Система анализирует, как лучше всего обойти препятствие, формулирует словесное описание пути и озвучивает подсказку через беспроводные наушники. В перспективе Oriense планирует продавать прибор в сегменте b2g, например через госкомпании, предоставляющие работу незрячим, и благотворительные и общественные организации, которые могут обеспечить оптовые закупки. Средняя цена устройства — $600. «Продажи начнем в конце июня, — рассказывает Виталий Китаев, сооснователь проекта. — Один заказчик уже купил устройство — мы отправили ему в Ростов-на-Дону. До конца года планируем продать около 100 устройств и в конце года выпустить обновление, которое сделает устройство меньше и комфортнее».

 

Общение с людьми и не только

Пока участники Startup Bazaar общались с инвесторами и собирали урожай визитных карточек, на отдельной площадке робототехнического центра «Сколково» жизнь шла своим чередом. Здесь гости мероприятия общались не друг с другом, а с роботами, многие из которых могли поддержать забавный разговор. «Ты куришь?» — обратился один из респектабельных посетителей к роботу RobotPromo с пометкой «Сделано в Сколково». «Старшие роботы предлагали мне затянуться, но я отказался. У нас с этим строго. А вы курите?» — парировал тот и на ответ «нет» похвалил собеседника: «Правильно, и не надо». Смышленый робот встал в тупик только в беседе о социальной сети Facebook. Он вспомнил всю историю, рассказал про ее основателя Марка Цукерберга и про Гарвардский университет. Однако когда его спросили «а что такое Facebook?», RobotPromo стушевался и попытался отшутиться: «Лучше посмотрите, какое видео я нашел!».

Менее сообразительными оказались собеседники в проекте «Тест Тьюринга на русском языке». Его суть заключается в том, что в ходе тестирования человек взаимодействует одновременно с роботом и с живым собеседником. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает — с себе подобным или с компьютерной программой. Весной в Робототехническом центре Фонда «Сколково» стартовал конкурс таких чатботов. Участники регистрировались с 16 марта по 30 апреля, до 20 мая они создавали виртуальных роботов-собеседников, а с 21 по 25 мая роботов оценивало жюри. В результате было отобрано восемь команд-финалистов. 2 и 3 июня на Startup Village любой посетитель мог также протестировать чатботы на специальных ноутбуках. Для этого нужно было три минуты переписываться с двумя разными собеседниками. К сожалению, диалоги не всегда получались. Все они начинались с оптимистичного «Привет, как жизнь?», но потом виртуальные собеседники начинали «тормозить» с ответами. В результате беседа заканчивалась на третьем, в лучшем случае четвертом вопросе. Впрочем, иногда робот даже в таком скудном общении умудрялся выдать себя, например, тем, что здоровался несколько раз подряд.

Впрочем, ни эти, ни любые другие преграды не смогли помешать всем участникам Startup Village получить от мероприятия все то, чего они ожидали. Инвесторы и стартапы нашли друг друга, влиятельные бизнесмены смогли поделиться своим опытом с юными предпринимателями, гости получили невероятный заряд позитивных эмоций. Глобальный диалог состоялся, и это самое главное!

 
  
Источник: izvestia.ru