Студенческое конструкторское бюро “Аврора” и одноименная компания, созданные представителями Рязанского радиотехнического университета, уже не первый год испытывают в разных условиях своего авторобота в виде ГАЗели в сотрудничестве с концерном ГАЗ.


Система их беспилотного автомобиля совершенствовалась в течение нескольких лет: она способна получать информацию об окружающей обстановке от многочисленных датчиков и камер. Глаза робота – система сканеров. Трехмерный дальномер, или попросту “лидар”, непрерывно вращается вокруг оси и дает объемную 3D-картину происходящего.

  

Беспилотная ГАЗель распознает людей, здания, деревья. 2D-сканер дает информацию о преградах, которые возникают непосредственно на пути. Затем компьютер принимает решение о скорости движения и дальнейшем маневрировании. Акселератор, сцепление, тормоза и рулевое колесо управляются при помощи электроприводов специальными контроллерами. По словам директора компании КБ "Аврора", их ГАЗель проехала в автономном режиме несколько сотен километров на различных полигонах концерна ГАЗ. И она же представляла Россию на европейском конкурсе роботизированной техники European Land-Robot Trial.

"Мы участвуем в испытаниях, в соревнованиях роботов, они как правило проходят несколько дней. Это необходимо для того, чтобы в разных погодных условиях и в разное время суток посмотреть на надежность работы систем в полях, на пересеченной местности. Здесь множество нюансов: пыль, дым, дождь пошел, затемнение, блики, солнышко зашло за тучу — все это существенно изменяет картину среды в представлении робота. И здесь вот эти все нюансы нужно накопить, обучить, чтобы машинное обучение произошло вот здесь. И сделать это компактным опять же не позволяет существующие ограничения в тех же технологиях вычислительных", — сказал директор компании ООО "Конструкторское бюро "Аврора" Станислав Голь.

Стоит оговориться, что и на беспилотной ГАЗели, и на испытательной платформе, которую КБ "Аврора" привезла в Сколково на Конференцию по робототехнике, — и там, и там сенсоры в точности такие же, как и на гуглмобилях, и эпплмобилях, и еще нескольких беспилотных автомобилях, которые тестируют крупные автоконцерны типа Toyota, Ford, Volvo, Tesla и многие другие. Однако, несмотря на совершенную технику, прогресс в этой отрасли небыстрый.

"Стандартный набор датчиков у всех одинаковый. Техника шагнула уже далеко, электромеханика уже давно превосходит человеческие возможности: экзоскелеты, роботы, андроиды. Сенсоры видят глубже и шире в разных спектральных направлениях. Но в целом проблема состоит в том, чтобы создать программное обеспечение, программу искусственного интеллекта, которая сможет со всем этим управиться. И здесь шажки идут маленькие. То есть в принципе мы сейчас сидим на пороге ожидания, когда математика выдаст нам что-то такое революционно новое, что позволит нам преодолеть этот барьер", — заявил Станислав Голь.

По мере усовершенствования распознавания машиной условий окружающей среды возникали все новые задачи. Необходимо, чтобы автомобиль не только следовал по маршруту с определенной скоростью и выдерживал заданную дистанцию до впереди идущей машины (это уже реализовано в системах активного круиз-контроля), но и реагировал на внештатные ситуации: типа пешеходов-нарушителей или, например, не перепутал бумажный пакет на дороге с камнем, как это периодически происходит с беспилотным автомобилем от Google. И, кстати, надо признать, что с гуглмобилем сравнение не совсем справедливое: беспилотная машина от Google все время нуждается в подключении к интернету, в то время как ГАЗель разрабатывается как абсолютно автономный вариант.

"Сейчас мир находится на стадии накопления этого опыта в реальных условиях. Потому что даже, казалось бы, объезд пня в траве представляет огромную задачу", — заключил Станислав Голь.

Кроме ускорения обработки данных и решения вопроса с практическим применением беспилотников на колесах еще предстоит определить и юридический статус автомобилей без водителя. А этот процесс, учитывая специфику работы законодателей в любой стране, может затянуться на годы.

       

Источник: hitech.vesti.ru