История успеха компании Macroscop стала своего рода классикой. О том, как заработать на инновационных технологиях, на примере пермской компании пишет Forbes, а инвесторы, готовые вложиться в проект, выстраиваются в очередь. Недавно Артём Разумков, выпускник ПГНИУ и основатель Macroscop, победил на «Битве стартапов» в Кремниевой долине (США), где с ним соперничали предприниматели из 13 стран.


    

Во время двухминутной презентации командой Macroscop своего продукта в калифорнийском Draper University техника вдруг банально зависла. Однако Артём Разумков быстро перестроился и уложился в отведённое ему время. Сложно сказать, что на венчурных инвесторов произвело большее впечатление: перспективность технологии и достигнутые результаты или находчивость пермского предпринимателя. Как бы то ни было, теперь у Macroscop есть человек, который займётся продвижением компании в Соединённых Штатах.

***

В декабре 2008-го, в самый разгар кризиса, Артём Разумков вместе с напарником Александром Коробковым учредили ООО «Сателлит Инновация» и ещё года полтора дорабатывали свой «конёк» Macroscop — технологию индексирования видеоданных по приметам объекта, позволяющую за несколько секунд выловить из сотен часов видеозаписей, например, женщину в красном платье с белой сумочкой, даже если она мелькнула в поле объектива всего один раз. С помощью этой технологии можно отслеживать также машины по номерам и даже найти человека по лицу, если есть его предполагаемая фотография или фоторобот. Незаменимое ПО для поиска нарушителей всякого рода, что быстро поняли венчурные инвесторы даже в нашей стране. Во всяком случае, первый миллион рублей на «посевное» финансирование был получен от Фонда Бортника (Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере), позднее поступило уже собственно венчурное финансирование от Пермского венчурного фонда под управлением Allianz Investments. Всё это изрядно помогло становлению компании и избавило её от кредитов.

Для начинающих предпринимателей эта история звучит как сказка — но на самом деле всё было не так просто. До получения первых денег основатели компании безрезультатно прошли через пять конкурсов и получили от инвесторов десятки отказов. Так что начало их «истории успеха» точно такое же, как у любого малого бизнеса. Вот только идея оказалась более перспективной. Настолько перспективной, что уже через четыре года после начала своего дела Разумков с Коробковым выкупили долю Пермского венчурного фонда в 51 процент от уставного капитала ООО «Сателлит Инновация», обеспечив инвестору доходность в 1 000 процентов. Подобную доходность имел только выход Almaz Capital Partners из Яндекса в 2011 году.

Естественно ожидать, что, после того как компания стала одним из первых резидентов «Сколково» и вышла на международный рынок (в 2013 году), а число её сотрудников достигло 80 человек, её учредители захотят перебраться куда-нибудь ближе к центру, а то и вовсе уедут за границу. Но, как заверяет Артём Разумков, ему и коллегам комфортно находиться в Перми, где у них собрана очень сильная команда и нет проблемы с высококвалифицированными специалистами в IT-сфере. Причём, как подчёркивает Артём, в Пермском крае много не просто высококвалифицированных, а талантливых программистов, у которых глаза горят от желания заниматься интересным делом. Кроме того, Разумков всегда добавляет, что ему просто нравится жить в Перми, нравится уральская природа. Правда, иногда он, как предприниматель, должен находиться там, где его деятельность наиболее эффективна. Поэтому какое-то время Артёму Разумкову придётся проводить в Москве, какое-то — в США. Но головной офис компания из Перми переводить не собирается.

***

В Macroscop к победе на университетском конкурсе в Кремниевой долине относятся довольно сдержанно. «Битва стартапов», как объяснил сам Артём Разумков, стала всего лишь завершающим этапом двухмесячного обучения в частном предпринимательском университете Draper University, основанном знаменитым венчурным инвестором Тимом Дрейпером, который в своё время вкладывался в Skype, Hotmail и Tesla Motors. Тима Дрейпера в какой-то мере можно назвать «бизнес-ангелом», хотя он редко инвестирует в компании на «посевной» стадии. В свою очередь, поездка в Калифорнию стала возможной, потому что пермский Macroscop стал одним из победителей в акселерационной программе «Сколково Супер Лига», направленной на обеспечение международных коммуникаций для наиболее перспективных компаний.

Собственно, фонд «Сколково» поездку и оплатил. Draper University находится в пригороде Сан-Франциско, городке Сан-Матео. Учиться там может любой желающий, у которого есть мозги и лишние $ 10 тыс. в кармане. Вот в группе из 36 таких студентов из разных стран Разумков и победил. Тем не менее для Macroscop этот конкурс знаковый, потому что после многочисленных побед в России пермская компания впервые конкурировала с зарубежными стартапами. Хоть и нельзя сказать, что там были собраны победители национальных конкурсов, но общий уровень был очень высок — имя Тима Дрейпера привлекает лучших. А поскольку главная цель Macroscop сейчас — международная экспансия, то опыт, полученный директором компании в Калифорнии, весьма пригодится.

Советы Артёма Разумкова начинающим предпринимателям:

  • Прекратить думать и начать пробовать.
  • Искать ресурсы, которые вам подходя, или искать профильных инвесторов, а не стучать во все двери в поисках денег.
  • Подобрать правильную команду — это 90 процентов успеха.
  • Старайтесь выйти за пределы существующих моделей, устоявшихся схем, потому что трудно опередить, следуя шаг в шаг. Первым можно стать, если только идёшь по совершенно непроторённому пути. А для этого нужна смелость.

       

Источник: zvzda.ru