Экзоскелет позволяет преодолеть пределы человеческих возможностей. С помощью этих устройств люди могут с легкостью поднимать тяжелые грузы или же вновь встать на ноги после болезней или травм.


Корреспондент M24.ru узнал, какими они бывают и поговорил с создателями первого российского экзоскелета. 

  

Немного истории

"Экзоскелет" расшифровывается как "внешний скелет". Он, например, есть у черепах или моллюсков. В мире людей прототип такого устройства в XIX веке представил изобретатель-самоучка Николай Ягн. Называлось его изобретение эластипед – оно представляло собой систему пружин, усиливающих движение ног, и облегчало бег, прыжки и ходьбу. Ягн получил в США патент на свое устройство, но дальнейшего развития его идеи в то время не получили. Сейчас похожую технологию используют при изготовлении джолли-джамперов – тренажеров, позволяющих прыгать на большую высоту.

Эластипед Ягна

  

Первый современный экзоскелет Hardiman был создан в 1960-х годах в США. В нем можно было поднимать груз весом более 100 килограммов, прилагая такое же усилие, как для поднятия 4,5 килограмма. Однако у модели был один недостаток – она сама весила 680 килограммов и поэтому дальнейшего развития не получила.

Спустя 10 лет югослав Миомир Вукобратович представил устройство, позволяющее ходить людям с параличом или травмами нижних конечностей. Известно, что экзоскелетом заинтересовались советские ученые, разработку передали в НИИ механики МГУ.

Современные экзоскелеты делятся на два типа:

  • пассивные – не имеют источников питания, работают благодаря усилиям оператора;
  • силовые – используют для движения дополнительные двигатели.



Применять их пытаются, в основном, в двух областях – медицине и военном деле. Активно финансирует и участвует в разработке экзоскелетов DARPA – американское агентство, отвечающее за передовые военные технологии. Задача – сделать устройство, позволяющее скрестить возможности машины и человека. По сути – робота, обладающего разумом. Военный экзоскелет должен увеличивать выносливость и силу солдата, позволяя ему перемещаться на большие расстояния, переносить тяжелое оружие и делать в одиночку то, на что обычно необходимо больше людей.

Использовать экзоскелеты планируют и во время спасательных операций: с их помощью можно будет разбирать завалы, а также они будут защищать спасателей от падения обломков зданий.

 

Наши разработки

В Москве созданием экзоскелета занимается команда инженеров из МГУ. Устройство получило название ExoAtlet. Работа над проектом ведется с конца 2013 года, а в прошлом году он получил статус резидента "Сколково". Ученые разрабатывают реабилитационный экзоскелет, который можно будет использовать как в больницах, так и дома.

 

ПРО ИСПЫТАНИЯ

Екатерина Березий
Основатель и CEO проекта ExoAtlet.

Мы планируем в мае начать клинические исследования на базе одной из столичных клиник. Первая группа будет сформирована из пилотов, зарегистрировавшихся у нас на сайте, – это порядка 700 человек из разных городов России, не только из Москвы. Приобрести экзоскелет смогут как клиники, так и обычные люди. Мы делаем методики, с помощью которых врачи смогут работать с пациентами, будет специальный софт, регистрирующий все данные с пациента, и будет аналитика, которая позволит медикам видеть изменения и прогнозировать улучшения. А людям экзоскелет поможет сохранить те результаты, которых они достигли в клинике при реабилитации. Мы планируем, что ExoAtlet можно будет брать в аренду или покупать и использовать как тренажер для реабилитации в домашних условиях.

 

Основной принцип, которым руководствуется команда при создании экзоскелета – простота. Как поясняет инженер проекта Мстислав Родыгин, чем проще устройство, тем оно долговечнее и ожидаемее его поведение.

Работает ExoAtlet от двух батарей. Они установлены в рюкзаке, который надет на пилота, там же стоит плата управления. Хватает их на шесть часов непрерывной ходьбы – экзоскелет потребляет энергию только во время движения.

Управляется он при помощи установленного на телефон приложения. Пока у человека в экзоскелете должен быть сопровождающий, но в планах сделать так, чтобы сам пилот мог управлять устройством. Экзоскелет весит 20 килограммов с батареями и остальным необходимым оборудованием. В планах сделать его еще легче. Модель выдерживает максимальную нагрузку порядка 100 килограммов. Для передвижения носящий должен опираться на костыли – они служат дополнительной точкой опоры, когда нога человека отрывается от земли.  

       

Источник: m24.ru