20 марта на территории Гиперкуба в рамках трехдневной конференции Skolkovo Robotics прошел круглый стол по беспилотным летательным аппаратам.


Разработчики, заказчики и правовые эксперты обсудили вопросы регулирования полетов и сертификации «дронов», мировые тренды в сфере и опыт применения «беспилотников». Летательный аппарат без экипажа на борту, или просто «беспилотник», ведет свою историю с начала 20 века. Изначальное применение БПЛА определялось как боевое.

Однако с начала 2000-х годов колоссальное значение стали приобретать «микро-беспилотники», разрабатываемые не для военных, а для сугубо гражданских целей. В современной России пристальное внимание на БПЛА обратили только после военного конфликта с Грузией в августе 2008 года. Именно тогда стало ясно, что стране не хватает современного разведывательного вооружения.

Несмотря на то, что СССР в 80-е годы был мировым лидером в производстве и конструировании БПЛА и имел опытные образцы превосходящие мировые аналоги, Россия отстаёт в применении и серийном производстве БПЛА (находится на 5-ом месте в мире) и закупает технологии у Израиля.

  

В 2010 году Россия подписала с израильской фирмой контракт стоимостью 400 млн на совместное предприятие по сборке «беспилотников». В течение следующих нескольких лет к разработкам присоединялись отечественные компании. Куда лучше в отечественном производстве сложилось с гражданской «беспилотной авиацией». Так, например, отечественные компании «Беспилотные системы ЗАЛА АЭРО», «АФМ-Серверс», ЗАО «Транзас» уже сегодня серийно производят ничем не уступающие импортным разработкам беспилотные летательные аппараты, которые используются в различных проектах мониторинга протяженных объектов, геолокации и картографирования, землеустроительных работ и деятельности силовых ведомств РФ.

Новинкой в аэростроении является применение аддитивных технологий, об этом на круглом столе рассказал Владимир Кутахов, представитель государственной Корпорации "Ростех", главный инженер проекта "комплексы с БЛА": «Нам удалось создать «беспилотник» за 2,5 месяца от идеи до действующего образца. Время непосредственно изготовления – 31 час.

Стоимость изгК ним, в частности, отнесли отсутствие нормативно-правовой и технической базы, отсутствие норм лётной годности и адекватных требований к сертификации товара, сложности в легальном передвижении «дрона» и на фоне всего этого – отсутствие значительного спроса на разработки на российском рынке. «В России «беспилотников» нет! – комментирует состояние российского рынка БПЛА Эдуард Фальков, Начальник подразделения - Главный конструктор ФГУП «ГосНИИАС», Член Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации, - Но решения есть!».

Участники сошлись во мнении, что потенциал российских разработчиков сильно недоиспользован и нужны реальные шаги со стороны регулирующих органов, чтобы дать движение развитию отрасли. «Все летают на свой страх и риск, - комментирует проблемы правовой неопределенности Олег Понфиленок, президент Ассоциации малых беспилотников - иногда платя штрафы, реже оспаривая их в суде. Затруднена доступность адекватных страховых продуктов, что в свою очередь сдерживают инвестиции и развитие инфраструктурных проектов.

 

Поэтому все компании остаются маленькими. Однако, - продолжает Олег - Лед тронулся! Рынок тем не менее развивается, и отрасль начала консолидироваться, результат – вопрос времени. Ассоциация оказывает всевозможную поддержку своим членам, в том числе и юридическую и у нас уже есть случаи, когда мы добились положительного решения по выплате страховки». Также, одним из предметов оживленной дискуссии стал вопрос подготовки квалифицированных кадров.

Здесь, впрочем, мнения участников разошлись. Одни говорят, что специальность позволяющая быть специалистом-оператором БПЛА существует, другие такой информацией не обладают и считают, что программу обучения еще предстоит создать, третьи решительно предлагают допускать до управления «дронами» только бывалых «реальных» летчиков. Но все сходятся в одном – пилоты должны быть действительно подготовлены, любителям в среде «беспилотников» места нет.

Важность приобщения к делу госструктур на круглом столе обозначал Олег Ковылев, представитель Академии гражданской защиты МЧС России, который присутствовал на круглом столе в качестве слушателя дискуссии. Он отметил, что структурой МЧС уже ведется деятельность по разработке стандартов и регламентов для полетов и сертификации «беспилотников».

О реальном продвижении в вопросе правовой неопределенности полетов стало известно на днях, по сообщению сайта кабинета министров - Правительство РФ вносит в Госдуму проект федерального закона, который подготовлен Минтрансом в соответствии с поручением Президента России, регулирующего вопросы использования беспилотных летательных аппаратов. Законопроект создает правовую основу для формирования законодательной базы по использованию беспилотных воздушных судов в интересах государственной, экспериментальной и гражданской авиации, сертификации, государственной регистрации, допуска и выполнения полетов, поддержания летной годности, требований к авиационному персоналу, обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, расследования авиационных происшествий. Двигателем развития сферы беспилотных летательных аппаратов могла стать подписанная 4 декабря 2014 года Дмитрием Медведевым концепция «безопасный город», в рамках которой будет организован единый системный подход к обеспечению комплексной защиты среды обитания.

При этом востребованными оказываются системы мониторинга чрезвычайных ситуаций, среди которых свое место могут занять «дроны». Фонд «Сколково» в лице Кластера Космических технологий планирует дальнейшее взаимодействие с российскими разработчиками беспилотных летательных аппаратов и приглашает компании к сотрудничеству в рамках экосистемы «Сколково». Российским инновациям быть!

Роман Потехин

   

Источник: globalscience.ru