Пекка Вильякайнен вот уже более двадцати лет работает «инновационным послом», то есть сводит вместе руководителей крупного бизнеса и технологические команды, у которых зачастую, кроме идеи, ничего в загашнике нет. Последние три года он занимается любимым делом «по заданию российского правительства» — в качестве советника президента Фонда «Сколково». Сегодня Пекка — гость нашей газеты.


 

Открыть здесь бизнес — просто

— Пекка, что привело вас в Россию?

— В принципе, с вашей страной я тесно связан уже восемь лет (кстати, первым городом, в котором я побывал, стал… Нижний Новгород). И за это время убедился, что российские регионы дают бизнесу крупнейшую перспективу для роста во всей Европе. К тому же жена моя — русская (правда, она 25 лет прожила в Финляндии). Получается, что и дети наполовину русские. Так что я хочу сейчас на практике убедиться в том, что не только Финляндия, но и Россия будет представлять для них большой интерес. Возможно, именно здесь они захотят открыть свое дело.

— То есть получается, что ваш главный советчик по взаимоотношениям с русскими — жена?

— Если честно, то она не очень-то радовалась тому, что я получил приглашение работать в России. Как и у многих эмигрантов, у нее достаточно устаревшие взгляды на вашу страну. В реальности — открыть собственный бизнес, а затем выйти с ним на международную арену в России так же просто, как в любом другом месте. Я не хочу сказать, что у вас всё идеально. Но за последние 3–5 лет произошло много позитивных изменений.

Думаю, самая важная мысль, которую мне бы хотелось подчеркнуть, — в стране не появятся новые солидные фирмы, если между россиянами не будет больше доверия. Чаще всего бизнес — это не одиночная игра. Коллектив должен быть единым. Посмотрите, скажем, на Apple: вам кажется, что это одна компания? Но там работают люди двухсот национальностей — это супермеждународный проект. Такой бизнес никогда не был бы построен без доверия. Если вы постоянно боитесь, что кто-тоукрадет вашу идею, то ничего не получится.

 

Начать с мысли «Мы лучшие» — и продавать!

— Недоверчивость — это национальная особенность россиян?

— Нет-нет-нет. Точнее, не только. Похожие вещи есть и в Китае, и в Европе, особенно Восточной. Например, когда я 10 лет назад поехал в Чехию, тоже столкнулся с фактором недоверия. Но я также хочу подчеркнуть, что русские не проигрывают из-за отсутствия бизнес-идей, знаний, языковых навыков или научных исследований. Вам лишь не хватает открытости.

— Так что же вы можете посоветовать российским стартаперам?

— Во-первых, каждая компания должна начинать с мысли, что нужно быть лучшими в мире. А соответственно, нужно знать, насколько хороши другие: тогда вы правильно оцениваете собственный уровень.

Во-вторых, я советую, вместо того чтобы много лет вести научные разработки, строить планы и циклы, для начала встретиться с потенциальными клиентами, и как можно скорее. Потому что никто не может разработать в своей лаборатории качественный продукт, не зная конечного потребителя оного.

И третий момент. Несмотря на все политические вопросы и санкции, постарайтесь как можно больше и шире охватывать международные рынки. Даже если вы находитесь здесь, в Нижнем Новгороде, убедитесь, что в вашей команде присутствуют, например, два-три или пять иностранных студентов по обмену: они помогут вам осознать практики со всего мира.

 

Европейцы «проспали» проекты всей жизни

— Вы гость нижегородского этапа Всероссийского стартап-тура. Зачем большому бизнесу это мероприятие?

— Все крупные компании: российские, финские, американские (неважно) — участвуют в мировой конкуренции, а это невозможно без новых идей. Но иногда они очень медленно работают, там много бюрократии, других сдерживающих факторов. Исторически так сложилось, что, например, американскому большому бизнесу выгоднее присутствовать на таких мероприятиях, как стартап-тур, и покупать здесь проекты в свою компанию. Если вы изучите историю создателей айфона, то увидите, что у них очень хорошие дизайнеры, замечательный маркетинг, но практически всё, что находится внутри, в начинке аппарата, было изобретено не Стивом Джобсом, а другими компаниями: он просто собрал все эти идеи в одном продукте.

А вот европейские компании, те же финские с российскими, долгое время были очень ленивыми, не посещали подобные этому мероприятия и «проспали» проекты, которые могли стать лучшими в их жизни. К сожалению, у крупного российского бизнеса такой менталитет: мол, мы всё делаем сами. Я полагаю, что это устаревший и очень плохой способ ведения дел.

Финны это уже поняли. Так, пару недель назад я на свои деньги нанял самолет на весь июнь, забронировал целый отель «Кроунплаза» в Москве и везу к вам в страну 165 успешных предпринимателей из Хельсинки на Startup Village. Что интересно, все места на поездку были забронированы всего через несколько часов после того, как я озвучил эту идею.

   

Источник: pravda-nn.ru